Тема: «Реализация современных дидактических подходов на учебном
занятии по физике»
Научно-методический блок
1.Построение
содержания физического образования на основе компетент-
ностного подхода.
Основные требования к уроку по физике с учетом применения компетентностного и
системно-деятельностного подходов.
Михута Н.В.
2. Развитие
информационных и коммуникативных компетенций учащихся на уроках и
факультативных занятий. Формирование навыкованализа, оценки, использования
информации, ее интерпретации и применения для решения новых задач.
Хаян Е.В.
3.Создание
условий на учебных занятиях для развития учебно-познавательных и
исследовательских компетенций. Реализация внутрипредметных и межпредметных
связей на уроках по физике.
Герасимов
Г.Ф.
4.Особенности
применения на уроках физики современных образовательных технологий и личностно
ориентированных моделей обучения.
Грудинская Т.В.
Учебно-методический блок
Компетентностно-ориентированные
задания как средство реализации компетентностного подхода и формирования
ключевых компетенций (изопыта работы)
Практический блок
Открытый урок по физике с учетом современных дидактических
подходов.
Елизар Л.Л.
Урок
в 10 классе
Учитель:
Елизар Людмила Леонтьевна
Тема урока: Решение
задач по теме «Применение первого закона
термодинамики к
изопроцессам изменения состояния идеального газа»
Цели урока: Предполагается,
что к окончанию урока учащиеся будут:
знать:
-
определение и формулы I закона термодинамики;
-формулы I
закона термодинамики применительно к изороцессам изменения состояния идеального газа
уметь
-применять I закон термодинамики к изопроцессам;
-решать задачи по теме «Применение первого
закона термодинамики к изопроцессам» в 2-3 действия;
-выполнять тест итогового контроля.
Задачи
личностного развития:
-создать условия для развития умений
работать по времени;
-содействовать формированию познавательных
умений (задавать вопросы,
формулировать проблему);
-создать
условия для развития умений применять полученные знания на
практике;
-содействовать развитию логического
мышления, умению анализировать
и
систематизировать знания, делать выводы при решении задач;
-помочь учащимся осознать ценность
совместной деятельности;
-содействовать развитию умений осуществлять
самоконтроль и
взаимоконтроль, самооценку и
взаимооценку учебной деятельности;
-содействовать воспитанию коммуникативной
культуры;
-создать
условия для воспитания
доброжелательности, терпимости к
другим участникам дискуссии, чувства
ответственности за результат
совместной деятельности.
Тип
урока: закрепления и развития знаний, умений и навыков.
Методы:
проблемный, словесный, частично-поисковый.
Ход урока
I.
Организационный момент
Проверка присутствующих на уроке.
Формирование групп. Руководители…
Эмоциональный настрой на работу.
«Самым значительным барьером на пути к успеху является страх перед
неудачей».
Свен-Ёран Эрикссон
«Снаряд только тогда попадает в цель, когда она есть» Леонид Леонидов
Совместная формулировка целей урока
Ключевой вопрос:
Не существует тела, у которого бы не было этой
важнейшей характеристики. Кто-то ею доволен, кто-то не очень, но очень хочет ее
изменить.
А. Эйнштейн
О
какой физической величине идет речь в афоризме?
II. Актуализация опорных знаний.
«Светофор»
«Ключом во всякой науке является вопросительный знак»
Правило не
поднятой руки
Если не знаешь
ответ на вопрос, можно обратиться к группе за помощью.
Фронтальный
опрос:
1.
На
что расходуется количество теплоты, полученное или отданное системой при
взаимодействии с внешними телами при ее переходе из одного состояния в другое?
2.
Закончите
предложение: Приращение внутренней энергии термодинамической системы при
переходе из одного состояния в другое равно …
3.
Как
еще называют I закон термодинамики?
Критерии оценивания:
® самостоятельный
ответ 2 балла;
® ответ с помощью
группы 1балл.
Проверку знания формул проведем письменно.
Учащиеся заполняют таблицу.
Заполнение таблицы (3
мин)
I закон термодинамики ?
(формула)
?
(формула)
|
||
Изопроцессы
|
Постоянная
физическая величина
|
I закон термодинамики
|
Изохорный
|
? =
соnst
|
?
|
Изобарный
|
? = const
|
?
|
Изотермический
|
? = const
|
?
|
Ответы на доске:
Первый закон термодинамики Q
= ΔU + A
ΔU= Q+ A,
|
||
Изопроцессы
|
Постоянная
физическая величина
|
I закон термодинамики
|
Изохорный
|
V = соnst
|
Q =ΔU
|
Изобарный
|
p = const
|
Q = ΔU + A
|
Изотермический
|
Т = const
|
Q = A
|
Взаимопроверка в
парах.
Критерии оценивания:
® за каждый
самостоятельный ответ 1 балл;
® за каждый ответ
с помощью группы 0,5 балла.
Отметки ставим
на полях.
III. Решение задач
«Во всех делах наставник — практика».
Тексты задач распечатаны на листах.
Кто
знает, как решать работают самостоятельно (можно обсуждать решение в группах).
Остальные
работают с классом.
Решение
задач у доски.
Задачи:
1. Газ переходит из
состояния В в состояние D один раз посредством процесса ВСD, другой раз посредством
процесса ВЕD. Используя данные рисунка, найдите разность количеств теплоты,
получаемых телом в ходе обоих процессов.
2. Вычислите увеличение
внутренней энергии кислорода массой 0,5 кг при изохорном повышении его
температуры на 15 °С.
3. Путем изобарного процесса гелий массой 8 г перевели в состояние,
в котором объем газа в четыре
раза больше первоначального. Определите работу, которую совершил гелий при
своем расширении, изменение его внутренней энергии и количество теплоты,
сообщенное газу, если его начальная температура 0°С.
4. В
закрытом баллоне находится газ. При охлаждении его внутренняя энергия уменьшилась
на 500 кДж. Какое количество теплоты отдал газ? Совершил ли он работу?
Самопроверка
результатов деятельности
Критерии оценивания:
® за
каждую самостоятельно решенную задачу 3 балла;
® за
каждую решенную задачу с помощью группы 2 балла;
® за
каждое решение задачи, списанное с доски 1балл.
IV. Контроль знаний
Тест (Приложение 1)
Выполнение теста (7 - 10 мин)
Взаимопроверка в группе
Ключи к тесту
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
В – 1
|
В
|
А
|
А
|
В
|
В
|
В – 2
|
В
|
Б
|
Б
|
Б
|
В
|
Критерии оценивания:
® за каждый
самостоятельный ответ 2 балла;
® за каждый ответ
с помощью группы 1 балл.
V. Подведение итога урока
Ключевой вопрос:
Не существует тела, у которого бы не было этой
важнейшей характеристики. Кто-то ею доволен, кто-то не очень, но очень хочет ее
изменить.
А. Эйнштейн
О какой
физической величине идет речь в афоризме?
Энергия - самая важная
сохраняющаяся величина не только в механике, но и в
физике вообще. Но более проста и наглядна величина, которая называется
работой.
А.Эйнштейн
Подсчитываем
баллы. Выставляем отметки.
VI. Рефлексия
Я
сегодня молодец, потому что…
VII. Домашнее задание
§ 11, задачи
Комментариев нет:
Отправить комментарий