Постановление Министерства образования Республики
Беларусь
от 3 августа 2022 г № 227
ГЛАВА
6
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИКА»
32.
При разработке правил безопасного поведения при организации образовательного процесса
по учебному предмету «Физика» определяются правила безопасного поведения при
использовании:
-колющих
и режущих предметов;
-оборудования
из стекла (в том числе мензурок, термометров, колб, пробирок);
- линз;
-жидких
веществ;
-нагревательных
приборов;
-измерительных
приборов (в том числе весов, разновеса, динамометра, амперметра,
вольтметра).
При использовании измерительных приборов не допускаются их предельные
нагрузки;
-источника электрического тока, соединительных проводов, выключателя, амперметра, вольтметра при сборке, размыкании электрической цепи и проведении измерений;
-иного
оборудования и иных приборов (при необходимости).
33. При выполнении фронтальных лабораторных работ, проведении опытов,экспериментальных исследований по физике возможно воздействие на обучающихся следующих опасных для жизни и здоровья факторов: повреждение поверхности кожи рук острыми, колющими предметами; порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла; термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел; поражение электрическим током при работе с электроустановками.
34.
При работе в кабинете физики учителю (преподавателю) и обучающимся необходимо
соблюдать правила пожарной безопасности и правила обращения с электроприборами,
знать места расположения первичных средств пожаротушения.
35.
При неисправности оборудования или ухудшении самочувствия обучающегося необходимо
прекратить работу и сообщить об этом учителю (преподавателю).
36.
Пребывание обучающихся в кабинете физики или лаборантской может осуществляться
только с разрешения учителя (преподавателя). Все работы должны проводиться при
личном присутствии в кабинете учителя (преподавателя).
37. Перед проведением учебного занятия учитель (преподаватель) физики должен:
визуально проверить исправность приборов, оборудования, вентиляции, системы электрического питания;
в
случае обнаружения неисправностей в течение рабочего дня доложить об этом руководителю
или заместителю руководителя учреждения образования. Проводить учебные занятия
в учебном кабинете физики до устранения выявленных неисправностей не допускается;
ознакомить
обучающихся с правилами безопасного поведения при выполнении фронтальной
лабораторной работы, экспериментального исследования. Запись об обучении правилам
безопасного поведения при выполнении фронтальной лабораторной работы, экспериментального
исследования, демонстрационного опыта осуществить в классном журнале в графе
«Тема учебного занятия».
38.
Обучающийся должен:
осмотреть
и привести в порядок рабочий стол, освободить его от посторонних предметов;
перед
выполнением фронтальной лабораторной работы тщательно изучить описание работы и
уяснить ход ее выполнения, а также пройти обучение правилам безопасного поведения;
при
обнаружении каких-либо неисправностей в состоянии используемого оборудования,
приборов поставить в известность учителя (преподавателя).
39.
Правила безопасного поведения во время работы:
при
выполнении фронтальных лабораторных работ обучающиеся должны неукоснительно
выполнять все указания учителя (преподавателя), соблюдать правила эксплуатации
оборудования.
Для недопущения воздействия на обучающихся
опасных для их жизни и здоровья факторов устанавливаются следующие правила
безопасного поведения при использовании обучающимися приборов, оборудования,
инструментов:
взвешиваемое
тело и гири необходимо опускать на чашку весов осторожно, ни в коем случае не
бросать их;
при
использовании ниток необходимо обрезать их ножницами, а не обрывать руками;
при
пользовании рычагом-линейкой необходимо придерживать свободный от грузов конец
рычага рукой;
при
работе с динамометром не допускается нагружать его так, чтобы длина пружины превышала
ограничитель на шкале;
при
опускании груза в жидкость не следует сбрасывать груз резко;
при
обращении с приборами и лабораторной посудой из стекла необходимо соблюдать
осторожность, не бросать, не ронять и не ударять их. Если сосуд разбит во время
работы, то осколки со стола следует смести в совок щеткой.
При работе с приборами из стекла
необходимо:
применять
стеклянные трубки с оплавленными краями;
правильно
подбирать диаметры резиновых и стеклянных трубок при их соединении;
использовать
специальные держатели (штативы) при нагревании жидкости в пробирке (колбе). При
этом обучающийся не должен направлять отверстие пробирки или горлышко колбы на
себя и на своих одноклассников.
Обучающиеся не должны пользоваться
мензурками, пробирками, колбами с трещинами или поврежденными краями. При
обнаружении трещин или сколов на стекле или линзе обучающемуся следует прервать
работу и сообщить об этом учителю (преподавателю).
При сборке электрической цепи и проведении
измерений:
к
рабочим столам обучающихся подается напряжение не выше 42 В переменного и 110 В
постоянного тока;
используются
электрические приборы, имеющие указатели напряжения, на которое они рассчитаны,
и их полярность;
используются
провода с наконечниками и без повреждений изоляции. При этом не допускается взаимное
пересечение проводов;
подключение
собранной электрической цепи к источнику тока проводится после проверки и с
разрешения учителя (преподавателя);
переключения
в электрической цепи до отключения источника тока не допускаются;
наличие
напряжения в электрической цепи проверяется только приборами.
По завершении работы необходимо отключить электрические устройства и приборы от источника питания, после чего разобрать электрическую цепь.
При обнаружении неисправности в работе
электрических устройств, находящихся под напряжением, повышенном их нагревании,
появлении искрения, запаха горелой изоляции и иных небезопасных факторов
необходимо немедленно отключить источник электропитания и сообщить об этом
учителю (преподавателю).
40.
В аварийных ситуациях учитель (преподаватель) должен:
при
коротком замыкании в оборудовании или возгорании электроприбора, а также при
нагревании, искрении, резких нештатных звуках немедленно обесточить сеть электропитания,
обеспечить безопасность обучающихся и сообщить руководителю или заместителю
руководителя учреждения образования;
при
возникновении очага пожара обеспечить эвакуацию обучающихся, обесточить оборудование
и применить первичные средства пожаротушения. Затем сообщить о случившемся
руководителю или заместителю руководителя учреждения образования; при получении
травмы или резком ухудшении состояния обучающегося прекратить работу и оказать первую
помощь, сообщить руководителю или заместителю руководителя учреждения образования
и школьной медсестре или врачу либо вызвать неотложную медицинскую помощь;
для
уборки металлических опилок, используемых при наблюдении магнитных спектров,
осколков разбитой лабораторной посуды использовать специальную щетку и совок, защитные
рукавицы или перчатки.
41.
Обучающийся должен:
при
ухудшении самочувствия прекратить работу и сообщить об этом учителю (преподавателю);
при
возникновении нестандартной ситуации сохранять спокойствие и неукоснительно выполнять
указания учителя (преподавателя).
42. После окончания работы и приведения в порядок рабочего стола обучающиеся с разрешения учителя (преподавателя) могут покинуть учебный кабинет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий