Ярлыки

Правила безопасности

 

Постановление Министерства образования Республики Беларусь

от 3 августа 2022 г № 227

 

ГЛАВА 6

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИКА»

 

32. При разработке правил безопасного поведения при организации образовательного процесса по учебному предмету «Физика» определяются правила безопасного поведения при использовании:

-колющих и режущих предметов;

-оборудования из стекла (в том числе мензурок, термометров, колб, пробирок);

- линз;

-жидких веществ;

-нагревательных приборов;

-измерительных приборов (в том числе весов, разновеса, динамометра, амперметра,

вольтметра). При использовании измерительных приборов не допускаются их предельные

нагрузки;

-источника электрического тока, соединительных проводов, выключателя, амперметра, вольтметра при сборке, размыкании электрической цепи и проведении измерений;

-иного оборудования и иных приборов (при необходимости).

33. При выполнении фронтальных лабораторных работ, проведении опытов,экспериментальных исследований по физике возможно воздействие на обучающихся следующих опасных для жизни и здоровья факторов: повреждение поверхности кожи рук острыми, колющими предметами; порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла; термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел; поражение электрическим током при работе с электроустановками.

34. При работе в кабинете физики учителю (преподавателю) и обучающимся необходимо соблюдать правила пожарной безопасности и правила обращения с электроприборами, знать места расположения первичных средств пожаротушения.

35. При неисправности оборудования или ухудшении самочувствия обучающегося необходимо прекратить работу и сообщить об этом учителю (преподавателю).

36. Пребывание обучающихся в кабинете физики или лаборантской может осуществляться только с разрешения учителя (преподавателя). Все работы должны проводиться при личном присутствии в кабинете учителя (преподавателя).

37. Перед проведением учебного занятия учитель (преподаватель) физики должен:

визуально проверить исправность приборов, оборудования, вентиляции, системы электрического питания;

в случае обнаружения неисправностей в течение рабочего дня доложить об этом руководителю или заместителю руководителя учреждения образования. Проводить учебные занятия в учебном кабинете физики до устранения выявленных неисправностей не допускается;

ознакомить обучающихся с правилами безопасного поведения при выполнении фронтальной лабораторной работы, экспериментального исследования. Запись об обучении правилам безопасного поведения при выполнении фронтальной лабораторной работы, экспериментального исследования, демонстрационного опыта осуществить в классном журнале в графе «Тема учебного занятия».

38. Обучающийся должен:

осмотреть и привести в порядок рабочий стол, освободить его от посторонних предметов;

перед выполнением фронтальной лабораторной работы тщательно изучить описание работы и уяснить ход ее выполнения, а также пройти обучение правилам безопасного поведения;

при обнаружении каких-либо неисправностей в состоянии используемого оборудования, приборов поставить в известность учителя (преподавателя).

39. Правила безопасного поведения во время работы:

при выполнении фронтальных лабораторных работ обучающиеся должны неукоснительно выполнять все указания учителя (преподавателя), соблюдать правила эксплуатации оборудования.

     Для недопущения воздействия на обучающихся опасных для их жизни и здоровья факторов устанавливаются следующие правила безопасного поведения при использовании обучающимися приборов, оборудования, инструментов:

взвешиваемое тело и гири необходимо опускать на чашку весов осторожно, ни в коем случае не бросать их;

при использовании ниток необходимо обрезать их ножницами, а не обрывать руками;

при пользовании рычагом-линейкой необходимо придерживать свободный от грузов конец рычага рукой;

при работе с динамометром не допускается нагружать его так, чтобы длина пружины превышала ограничитель на шкале;

при опускании груза в жидкость не следует сбрасывать груз резко;

при обращении с приборами и лабораторной посудой из стекла необходимо соблюдать осторожность, не бросать, не ронять и не ударять их. Если сосуд разбит во время работы, то осколки со стола следует смести в совок щеткой.

     При работе с приборами из стекла необходимо:

применять стеклянные трубки с оплавленными краями;

правильно подбирать диаметры резиновых и стеклянных трубок при их соединении;

использовать специальные держатели (штативы) при нагревании жидкости в пробирке (колбе). При этом обучающийся не должен направлять отверстие пробирки или горлышко колбы на себя и на своих одноклассников.

     Обучающиеся не должны пользоваться мензурками, пробирками, колбами с трещинами или поврежденными краями. При обнаружении трещин или сколов на стекле или линзе обучающемуся следует прервать работу и сообщить об этом учителю (преподавателю).

     При сборке электрической цепи и проведении измерений:

к рабочим столам обучающихся подается напряжение не выше 42 В переменного и 110 В постоянного тока;

используются электрические приборы, имеющие указатели напряжения, на которое они рассчитаны, и их полярность;

используются провода с наконечниками и без повреждений изоляции. При этом не допускается взаимное пересечение проводов;

подключение собранной электрической цепи к источнику тока проводится после проверки и с разрешения учителя (преподавателя);

переключения в электрической цепи до отключения источника тока не допускаются;

наличие напряжения в электрической цепи проверяется только приборами.

     По завершении работы необходимо отключить электрические устройства и приборы от источника питания, после чего разобрать электрическую цепь.

     При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, находящихся под напряжением, повышенном их нагревании, появлении искрения, запаха горелой изоляции и иных небезопасных факторов необходимо немедленно отключить источник электропитания и сообщить об этом учителю (преподавателю).

40. В аварийных ситуациях учитель (преподаватель) должен:

при коротком замыкании в оборудовании или возгорании электроприбора, а также при нагревании, искрении, резких нештатных звуках немедленно обесточить сеть электропитания, обеспечить безопасность обучающихся и сообщить руководителю или заместителю руководителя учреждения образования;

при возникновении очага пожара обеспечить эвакуацию обучающихся, обесточить оборудование и применить первичные средства пожаротушения. Затем сообщить о случившемся руководителю или заместителю руководителя учреждения образования; при получении травмы или резком ухудшении состояния обучающегося прекратить работу и оказать первую помощь, сообщить руководителю или заместителю руководителя учреждения образования и школьной медсестре или врачу либо вызвать неотложную медицинскую помощь;

для уборки металлических опилок, используемых при наблюдении магнитных спектров, осколков разбитой лабораторной посуды использовать специальную щетку и совок, защитные рукавицы или перчатки.

41. Обучающийся должен:

при ухудшении самочувствия прекратить работу и сообщить об этом учителю (преподавателю);

при возникновении нестандартной ситуации сохранять спокойствие и неукоснительно выполнять указания учителя (преподавателя).

42. После окончания работы и приведения в порядок рабочего стола обучающиеся с разрешения учителя (преподавателя) могут покинуть учебный кабинет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий