Методическая помощь
в подготовке и проведении проектов
В помощь учителю.
Самое главное в проекте посте
определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы,
планирование учебных действий, сопоставление фактов.
Вся эта поэтапная деятельность и
формирует культуру умственного труда учащихся, приучая их самостоятельно
добывать знания. Всему этому необходимо обучать детей, и желательно, не в ходе
подготовки конкретного проекта, а заранее в ходе обучения предмету. Вот почему
особенно актуальны сегодня уроки-исследования и уроки – проекты. Ведь они не
только способствуют интенсификации учебного процесса, но и формируют культуру
умственного труда учащихся, готовя их к созданию самостоятельных проектов.
1 этап формирования культуры
умственного труда учащихся в ходе подготовки и презентации проекта – урок-исследование.
Подготовка этого типа урока
предполагает организацию исследовательской деятельности учащихся и
педагогическую деятельность учителя.
Модель исследовательской деятельности
учащихся:
·
постановка проблемы
·
прояснение неясных вопросов
·
формирование Гипотезы исследования
·
планирование учебных действий
·
сбор данных
·
анализ и синтез данных
·
подготовка сообщений
·
выступление с сообщениями
·
ответы на вопросы, корректировка
·
обобщение, выводы
·
самооценка
Педагогическая деятельность учителя
1. Целеполагание.
2. Выбор
содержательной модели (модели, которая соответствует предметным целям).
o Осмысление
способов, приемов, средств мотивации;
o Планирование
учебной деятельности как процесса поэтапного освоения знаний, овладения
системой умений;
o Организация
процесса рефлексии.
3. Анализ процесса
учителем.
2 этап – урок-проект.
Педагогическая деятельность учителя
такая же, как и на уроке-исследовании.
Учебный проект как технология
Основная ценность проекта – общий
конечный результат
Цель: формирование
и развитие умений и навыков решения практических задач.
Мотивация:
·
Определение цели проекта и этапов достижения цели;
·
Распределение ролей и планирование работы
Этапы работы:
1. Сбор информации
2. Обсуждение данных,
систематизация
3. Выдвижение гипотезы
4. Изготовление
моделей (макеты, сценарии)
5. Выбор способа
представления результатов
6. Распределение ролей
для защиты
7. Защита
(презентация)
8. Коллективное обсуждение
защиты, оценка
Таким образом, проводя эти два вида
уроков, мы формируем у учащихся культуру умственного труда, приучая детей к
исследовательской дельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.
Типология проектов
·
Исследовательские
Требую хорошо продуманной структуры,
целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных
и опытных работ, методов обработки результатов.
·
Творческие
Не имеют детально проработанной
структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный
результат (выпущенная газета, видеофильм)
·
Игровые
Структура только намечается и
остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя
определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть
литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые
отношения.
·
Информационные
Направлен на сбор информации о
каком-либо объекте. Его структура: цель, методы получения и обработки
информации, результат, презентация.
·
Практико-ориентированые
Четко обозначенный результат,
тщательно продуманная структура, четкое определение функций каждого участника,
координация этапов работы, презентация конечных результатов, оценка работы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий