ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АСТРОНОМИЯ»
1. Учебная программа
В
2023/2024 учебном году используется учебная программа по учебному предмету
«Астрономия», утвержденная Министерством образования в 2023 году.
Учебная программа размещена на национальном
образовательном портале: https://adu.by/ Главная /
Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование /
Учебные предметы. V–XI классы / Астрономия.
Обращаем внимание, что в учебную
программу внесены следующие изменения:
скорректировано общее количество часов на изучение учебного предмета в
соответствии с частью 2 пункта 2 статьи 150 Кодекса Республики Беларусь об образовании;
уточнены цели, задачи, ожидаемые результаты изучения содержания
учебного предмета; основные требования к результатам учебной деятельности
учащихся.
Отмечены также задачи, предназначенные для решения учащимися при
подготовке к олимпиаде или конкурсу исследовательских работ.
2. Учебные издания
В новом
учебном году в образовательном процессе будут использоваться учебные издания,
включенные в «Пералік вучэбных выданняў, якія прыгодныя для выкарыстання ў
бібліятэчных фондах устаноў адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы
агульнай сярэдняй адукацыі, у 2023/2024 навучальным годзе» (утвержден Министром
образования Республики Беларусь А. И. Иванцом 06.02.2023). Данный документ
опубликован в бюллетене Министерства образования Республики Беларусь «Зборнік
нарматыўных дакументаў» (№ 7, 2023), размещен на национальном
образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный
процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Перечни учебных
изданий.
Электронные
версии учебных пособий размещены на национальном образовательном портале (http://e-padruchnik.adu.by).
Рекомендации
по работе с учебником по астрономии размещены на национальном образовательном
портале: https://adu.by/ Главная /
Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее
среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Астрономия.
Обращаем
внимание, что при возникновении проблем с доступом к
дополнительным материалам, размещенным под QR-кодом в
учебнике «Астрономия», материалы можно найти в соответствующих разделах на
сайте https://eior.by (Единый информационно-образовательный
ресурс), выбрав в меню «11 класс»
– «Астрономия» – «Дополнительные материалы».
Полная
информация об учебно-методическом обеспечении образовательного процесса по
учебному предмету «Астрономия» в 2023/2024 учебном году размещена на
национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная /
Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее
среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Астрономия.
3.
Особенности организации образовательного процесса
Обращаем внимание на то, что при
организации образовательного процесса учитель обязан руководствоваться учебным
материалом и основными требованиями к результатам учебной деятельности учащихся
по соответствующей теме, определенными в учебной программе, на основе которых
он составляет календарно-тематическое планирование, разрабатывает
планы-конспекты учебных занятий с учетом реальных условий обучения и воспитания
в конкретном классе.
Реализация воспитательного потенциала учебного
предмета
В
2023/2024 учебном году актуальными остаются реализация в образовательном
процессе воспитательного потенциала учебного предмета, формирование у учащихся
чувства патриотизма, гражданственности, уважения к историческому прошлому.
Решение этих задач напрямую связано с достижением учащимися личностных
образовательных результатов, к которым относятся:
осознанные
представления о принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных
законов природы и формировании современной естественно-научной картины мира;
роли и месте человека во Вселенной;
умение
применять астрономические знания в жизни (ориентировка по созвездиям,
осмысление систем счета времени, календарных циклов и др.);
убежденность
в возможности познания законов природы и их использования на благо развития
человеческой цивилизации;
осознанное
отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
социально значимой деятельности.
При
определении воспитательных задач учебных занятий следует ориентироваться на
указанные личностные образовательные результаты, содействующие осознанию
учащимися гуманистической сущности и нравственной ценности научных знаний;
необходимости разумного использования достижений науки и технологий в
инновационном развитии общества.
На
достижение личностных образовательных результатов в содержании учебного
предмета «Астрономия» в наибольшей мере ориентированы следующие темы: «Значение
астрономии и ее роль в формировании мировоззрения. Место астрономии среди
других наук. Вклад белорусских ученых в развитие астрономии», «Проблемы и
перспективы космических исследований», «Влияние Солнца на жизнь Земли», «Жизнь
и разум во Вселенной. Антропный принцип».
Вместе с
тем при изучении каждой темы необходимо создавать условия для формирования у
учащихся научного мировоззрения, осознания роли астрономии в познании мира и
практической деятельности, уважительного отношения к мнению оппонента при
обсуждении проблем естественно-научного содержания, готовности к
морально-этической оценке использования научных достижений, ответственного
отношения к окружающей среде.
При
подборе дидактического материала к учебным занятиям рекомендуется отдавать
предпочтение таким упражнениям и заданиям, которые поспособствуют формированию
у учащихся патриотизма и национального самосознания, чувства гордости за свою
страну, информационной, экологической культуры, культуры безопасности
жизнедеятельности, ценностного отношения к своему здоровью, осознанию
экологических аспектов освоения космического пространства. Реализации
воспитательного потенциала учебного предмета способствует также изучение
материалов о научных открытиях белорусских ученых, достижениях Беларуси в
области освоения космического пространства.
С целью реализации воспитательного потенциала
учебного предмета «Астрономия» рекомендуется использовать активные методы и
формы обучения и воспитания: создание проблемных ситуаций, использование метода
проектов, организацию конференций, дискуссий, экскурсий и иные.
Астрономические наблюдения являются практическими занятиями, которые предусмотрены учебной программой. На проведение астрономических
наблюдений отводится 3 учебных часа. Рекомендуется провести следующие виды
астрономических наблюдений: «Вечерние наблюдения
(осенние)», «Дневные наблюдения Солнца»,
«Вечерние наблюдения
(весенние)».
В связи с тем, что проведение астрономических наблюдений возможно во
внеучебное время, для организации их проведения руководителем учреждения
образования издается приказ об изменении расписания учебных занятий в связи с
проведением вечерних (осенних и весенних) наблюдений, а при необходимости –
дневных наблюдений Солнца.
Поскольку
каждое из наблюдений рассчитано на один урок, то тема наблюдения записывается в
графу «Змест вучэбных заняткаў» в день его проведения, например: Вечерние
наблюдения (осенние).
При
планировании работы по организации астрономических наблюдений в первом
полугодии учебного года рекомендуется использовать материалы «Астрономические
события в 2023 году» авторов
И. В. Галузо, В. А. Голубева, размещенные на
национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная /
Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее
среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Астрономия.
Для проведения факультативных занятий предлагается использовать учебные программы,
утвержденные Министерством образования Республики Беларусь. Учебные программы
факультативных занятий размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная /
Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее
среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Астрономия.
4. Дополнительные ресурсы
При организации образовательного
процесса можно использовать единый
информационно-образовательный ресурс https://eior.by. Его назначение – поддержка учащихся,
получающих общее среднее образование в соответствии с индивидуальным учебным
планом, а также учащихся, которые по уважительным причинам временно не могут
посещать учреждение образования.
5. Организация методической работы
На
заседаниях учебно-методических объединений учителей, преподающих учебный
предмет «Астрономия», с участием учителей смежных учебных предметов
рекомендуется рассмотреть актуальные вопросы развития и воспитания личности
учащихся средствами учебного предмета «Астрономия» с учетом эффективного
педагогического опыта педагогов региона:
воспитательный
потенциал урока астрономии;
проектно-исследовательская
деятельность по астрономии как средство развития социально-значимых качеств
личности учащихся;
школьное
научное общество в системе работы по формированию исследовательских компетенций
учащихся по астрономии;
роль и место астрономических наблюдений в преподавании астрономии;
формирование
естественно-научной грамотности учащихся средствами учебного предмета «Астрономия».
С целью
обеспечения условий для совершенствования профессиональной компетентности
педагогов по вопросам развития и воспитания личности учащихся средствами
учебного предмета «Астрономия» в государственном учреждении образования
«Академия последипломного образования» в 2023/2024 учебном году планируется
проведение обучающих курсов (тематических семинаров).
С целью обеспечения
условий для развития профессиональной компетентности учителей в Академии последипломного образования проводятся мероприятия в
соответствии с Республиканским координационным планом мероприятий
дополнительного образования педагогических работников (https://akademy.by/index.php/ru/aktual/37-anons-2).
Комментариев нет:
Отправить комментарий