Ярлыки

Астрономия

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АСТРОНОМИЯ»

1. Учебная программа

В 2023/2024 учебном году используется учебная программа по учебному предмету «Астрономия», утвержденная Министерством образования в 2023 году.

Учебная программа размещена на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Астрономия.

Обращаем внимание, что в учебную программу внесены следующие изменения:

скорректировано общее количество часов на изучение учебного предмета в соответствии с частью 2 пункта 2 статьи 150 Кодекса Республики Беларусь об образовании;

уточнены цели, задачи, ожидаемые результаты изучения содержания учебного предмета; основные требования к результатам учебной деятельности учащихся.

Отмечены также задачи, предназначенные для решения учащимися при подготовке к олимпиаде или конкурсу исследовательских работ.

2. Учебные издания

В новом учебном году в образовательном процессе будут использоваться учебные издания, включенные в «Пералік вучэбных выданняў, якія прыгодныя для выкарыстання ў бібліятэчных фондах устаноў адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі, у 2023/2024 навучальным годзе» (утвержден Министром образования Республики Беларусь А. И. Иванцом 06.02.2023). Данный документ опубликован в бюллетене Министерства образования Республики Беларусь «Зборнік нарматыўных дакументаў» (№ 7, 2023), размещен на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Перечни учебных изданий.

Электронные версии учебных пособий размещены на национальном образовательном портале (http://e-padruchnik.adu.by).

Рекомендации по работе с учебником по астрономии размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Астрономия.

Обращаем внимание, что при возникновении проблем с доступом к дополнительным материалам, размещенным под QR-кодом в учебнике «Астрономия», материалы можно найти в соответствующих разделах на сайте https://eior.by (Единый информационно-образовательный ресурс), выбрав в меню «11 класс» – «Астрономия» – «Дополнительные материалы».

Полная информация об учебно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебному предмету «Астрономия» в 2023/2024 учебном году размещена на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Астрономия.

3. Особенности организации образовательного процесса

Обращаем внимание на то, что при организации образовательного процесса учитель обязан руководствоваться учебным материалом и основными требованиями к результатам учебной деятельности учащихся по соответствующей теме, определенными в учебной программе, на основе которых он составляет календарно-тематическое планирование, разрабатывает планы-конспекты учебных занятий с учетом реальных условий обучения и воспитания в конкретном классе.

Реализация воспитательного потенциала учебного предмета

В 2023/2024 учебном году актуальными остаются реализация в образовательном процессе воспитательного потенциала учебного предмета, формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к историческому прошлому. Решение этих задач напрямую связано с достижением учащимися личностных образовательных результатов, к которым относятся:

осознанные представления о принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественно-научной картины мира; роли и месте человека во Вселенной;

умение применять астрономические знания в жизни (ориентировка по созвездиям, осмысление систем счета времени, календарных циклов и др.);

убежденность в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;

осознанное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и социально значимой деятельности.

При определении воспитательных задач учебных занятий следует ориентироваться на указанные личностные образовательные результаты, содействующие осознанию учащимися гуманистической сущности и нравственной ценности научных знаний; необходимости разумного использования достижений науки и технологий в инновационном развитии общества.

На достижение личностных образовательных результатов в содержании учебного предмета «Астрономия» в наибольшей мере ориентированы следующие темы: «Значение астрономии и ее роль в формировании мировоззрения. Место астрономии среди других наук. Вклад белорусских ученых в развитие астрономии», «Проблемы и перспективы космических исследований», «Влияние Солнца на жизнь Земли», «Жизнь и разум во Вселенной. Антропный принцип».

Вместе с тем при изучении каждой темы необходимо создавать условия для формирования у учащихся научного мировоззрения, осознания роли астрономии в познании мира и практической деятельности, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержания, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, ответственного отношения к окружающей среде.

При подборе дидактического материала к учебным занятиям рекомендуется отдавать предпочтение таким упражнениям и заданиям, которые поспособствуют формированию у учащихся патриотизма и национального самосознания, чувства гордости за свою страну, информационной, экологической культуры, культуры безопасности жизнедеятельности, ценностного отношения к своему здоровью, осознанию экологических аспектов освоения космического пространства. Реализации воспитательного потенциала учебного предмета способствует также изучение материалов о научных открытиях белорусских ученых, достижениях Беларуси в области освоения космического пространства.

С целью реализации воспитательного потенциала учебного предмета «Астрономия» рекомендуется использовать активные методы и формы обучения и воспитания: создание проблемных ситуаций, использование метода проектов, организацию конференций, дискуссий, экскурсий и иные.

Астрономические наблюдения являются практическими занятиями, которые предусмотрены учебной программой. На проведение астрономических наблюдений отводится 3 учебных часа. Рекомендуется провести следующие виды астрономических наблюдений: «Вечерние наблюдения (осенние)», «Дневные наблюдения Солнца», «Вечерние наблюдения (весенние)».

В связи с тем, что проведение астрономических наблюдений возможно во внеучебное время, для организации их проведения руководителем учреждения образования издается приказ об изменении расписания учебных занятий в связи с проведением вечерних (осенних и весенних) наблюдений, а при необходимости – дневных наблюдений Солнца.

Поскольку каждое из наблюдений рассчитано на один урок, то тема наблюдения записывается в графу «Змест вучэбных заняткаў» в день его проведения, например: Вечерние наблюдения (осенние).

При планировании работы по организации астрономических наблюдений в первом полугодии учебного года рекомендуется использовать материалы «Астрономические события в 2023 году» авторов И. В. Галузо, В. А. Голубева, размещенные на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Астрономия.

Для проведения факультативных занятий предлагается использовать учебные программы, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь. Учебные программы факультативных занятий размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Астрономия.

4. Дополнительные ресурсы

При организации образовательного процесса можно использовать единый информационно-образовательный ресурс https://eior.by. Его назначение – поддержка учащихся, получающих общее среднее образование в соответствии с индивидуальным учебным планом, а также учащихся, которые по уважительным причинам временно не могут посещать учреждение образования.

5. Организация методической работы

На заседаниях учебно-методических объединений учителей, преподающих учебный предмет «Астрономия», с участием учителей смежных учебных предметов рекомендуется рассмотреть актуальные вопросы развития и воспитания личности учащихся средствами учебного предмета «Астрономия» с учетом эффективного педагогического опыта педагогов региона:

воспитательный потенциал урока астрономии;

проектно-исследовательская деятельность по астрономии как средство развития социально-значимых качеств личности учащихся;

школьное научное общество в системе работы по формированию исследовательских компетенций учащихся по астрономии;

роль и место астрономических наблюдений в преподавании астрономии;

формирование естественно-научной грамотности учащихся средствами учебного предмета «Астрономия».

С целью обеспечения условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов по вопросам развития и воспитания личности учащихся средствами учебного предмета «Астрономия» в государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» в 2023/2024 учебном году планируется проведение обучающих курсов (тематических семинаров).

С целью обеспечения условий для развития профессиональной компетентности учителей в Академии последипломного образования проводятся мероприятия в соответствии с Республиканским координационным планом мероприятий дополнительного образования педагогических работников (https://akademy.by/index.php/ru/aktual/37-anons-2).

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий