ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АСТРОНОМИЯ»
1. Учебная программа
В
2024/2025 учебном году используется учебная программа по учебному предмету
«Астрономия», утвержденная
постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 07.07.2023
№ 190.
Учебная программа размещена на национальном
образовательном портале: https://adu.by/ Главная /
Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Общее среднее образование /
Учебные предметы. V–XI классы / Астрономия.
2. Учебные издания
Электронная
версия учебника, который будет использоваться в 2024/2025 учебном году,
размещена на национальном образовательном портале (http://e-padruchnik.adu.by).
Рекомендации
по работе с учебником по астрономии, в том числе при изучении учебного предмета
«Астрономия» в X классе в лицее, размещены на
национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная /
Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Общее
среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Астрономия.
Обращаем
внимание, что дополнительные материалы, размещенные
под QR-кодом в учебнике «Астрономия», можно найти в соответствующих разделах
на сайте https://eior.by (единый информационно-образовательный
ресурс), выбрав в меню:
«11 класс» / «Астрономия» / «Дополнительные материалы».
Информация
об учебно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебному
предмету «Астрономия» в 2024/2025 учебном году размещена на национальном
образовательном портале: https://adu.by/ Главная /
Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Общее
среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Астрономия.
3.
Особенности организации образовательного процесса
Обращаем внимание, что при организации
образовательного процесса учитель обязан руководствоваться основными
требованиями к результатам учебной деятельности учащихся по соответствующей
теме, определенными в учебной программе по учебному предмету. На основе этих
требований учитель составляет календарно-тематическое планирование,
разрабатывает планы-конспекты учебных занятий с учетом реальных условий
обучения и воспитания в конкретном классе.
Учебно-методическое обеспечение,
которое используется учителем, должно быть направлено на достижение
образовательных результатов, зафиксированных в учебной программе. Не
допускается предъявление к учащимся требований, не предусмотренных учебной
программой.
Требования
к контролю и оценке результатов учебной
деятельности учащихся по учебному предмету «Астрономия» устанавливаются
Методическими указаниями по организации контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным
предметам при освоении содержания образовательных программ общего среднего
образования, применению норм оценки результатов учебной деятельности учащихся
по учебным предметам, утвержденными 15.09.2022 (пункт 26).
В
2024/2025 учебном году актуальными остаются реализация в образовательном
процессе воспитательного потенциала учебного предмета, формирование у учащихся
чувства патриотизма, гражданственности, уважения к историческому прошлому.
Решение этих задач напрямую связано с достижением учащимися личностных
образовательных результатов, к которым относятся:
осознанные
представления о принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных
законов природы и формировании современной естественно-научной картины мира;
роли и месте человека во Вселенной;
умение
применять астрономические знания в жизни (ориентировка по созвездиям,
осмысление систем счета времени, календарных циклов и др.);
убежденность
в возможности познания законов природы и их использования на благо развития
человеческой цивилизации;
осознанное
отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
социально значимой деятельности.
При
определении воспитательных задач учебных занятий следует ориентироваться на
указанные личностные образовательные результаты, содействующие осознанию
учащимися гуманистической сущности и нравственной ценности научных знаний;
необходимости разумного использования достижений науки и технологий в
инновационном развитии общества.
На
достижение личностных образовательных результатов в содержании учебного
предмета «Астрономия» в наибольшей мере ориентированы следующие темы: «Значение
астрономии и ее роль в формировании мировоззрения. Место астрономии среди
других наук. Вклад белорусских ученых в развитие астрономии», «Проблемы и
перспективы космических исследований», «Влияние Солнца на жизнь Земли», «Жизнь
и разум во Вселенной. Антропный принцип».
Вместе с
тем при изучении каждой темы необходимо создавать условия для формирования у
учащихся научного мировоззрения, осознания роли астрономии в познании мира и
практической деятельности, уважительного отношения к мнению оппонента при
обсуждении проблем естественно-научного содержания, готовности к
морально-этической оценке использования научных достижений, ответственного
отношения к окружающей среде.
При
подборе дидактического материала к учебным занятиям рекомендуется отдавать
предпочтение таким упражнениям и заданиям, которые поспособствуют формированию
у учащихся чувства патриотизма и национального самосознания, гордости за свою
страну, информационной, экологической культуры, культуры безопасности
жизнедеятельности, ценностного отношения к своему здоровью, осознанию
экологических аспектов освоения космического пространства. Реализации
воспитательного потенциала учебного предмета способствует также изучение
материалов о научных открытиях белорусских ученых, достижениях Беларуси в
области освоения космического пространства.
С целью реализации воспитательного потенциала
учебного предмета «Астрономия» рекомендуется использовать активные методы и
формы обучения и воспитания: создание проблемных ситуаций, использование метода
проектов, организация конференций, дискуссий, экскурсий и иные.
Астрономические наблюдения являются практическими занятиями, которые предусмотрены учебной программой. На проведение астрономических
наблюдений отводится 3 учебных часа. Рекомендуется провести следующие виды
астрономических наблюдений: «Вечерние наблюдения
(осенние)», «Дневные наблюдения Солнца»,
«Вечерние наблюдения
(весенние)».
В связи с тем, что проведение астрономических наблюдений возможно во
внеучебное время, для организации их проведения руководителем учреждения
образования издается приказ об изменении расписания учебных занятий в связи с
проведением вечерних (осенних и весенних) наблюдений, а при необходимости –
дневных наблюдений Солнца.
Поскольку
каждое из наблюдений рассчитано на один урок, то тема наблюдения записывается в
графу «Змест вучэбных заняткаў» в день его проведения, например: Вечерние
наблюдения (осенние).
При
планировании работы по организации астрономических наблюдений в первом
полугодии учебного года рекомендуется использовать материалы «Астрономические
события в 2024 году» автора И. В. Галузо, размещенные на национальном
образовательном портале: https://adu.by/ Главная /
Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год /
Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Астрономия.
Для проведения факультативных занятий необходимо использовать учебные программы,
утвержденные Министерством образования Республики Беларусь. Учебные программы
факультативных занятий размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная /
Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год /
Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Астрономия.
4. Особенности типового учебного плана лицея
Постановлением Министерства образования Республики
Беларусь от 24.04.2024 № 47 утвержден типовой учебный план лицея.
В соответствии с типовым учебным планом возможны
два варианта изучения учебного предмета «Астрономия»:
в X классе (на изучение учебного предмета
устанавливается 1 учебный час в неделю);
в XI классе (на изучение учебного предмета
устанавливается 1 учебный час в неделю).
При этом на проведение практических учебных занятий
(наблюдения невооруженным глазом, в телескоп) во внеучебное время, контрольных
работ в письменной форме в X или XI классе отводится 5 часов
(3 часа на проведение астрономических наблюдений и 2 часа на проведение
контрольных работ в письменной форме).
5. Дополнительные ресурсы
При организации образовательного
процесса по учебному предмету «Астрономия» можно использовать единый информационно-образовательный ресурс https://eior.by. Его назначение – поддержка учащихся, получающих
общее среднее образование в соответствии с индивидуальным учебным планом, а
также учащихся, которые по уважительным причинам временно не могут посещать
учреждение образования.
6. Организация методической работы
Для
организации деятельности методических формирований учителей астрономии в
2024/2025 учебном году предлагается единая тема «Повышение качества образования
средствами учебного предмета “Астрономия”, в том числе в контексте формирования
функциональной грамотности учащихся».
Цель методической работы: совершенствование профессиональной компетентности учителя по
вопросам формирования функциональной грамотности учащихся.
На
заседаниях учебно-методических объединений учителей, преподающих учебный
предмет «Астрономия», с участием учителей смежных учебных предметов
рекомендуется рассмотреть актуальные вопросы формирования функциональной
грамотности учащихся средствами учебного предмета «Астрономия»:
реализация
задач Года качества средствами учебного предмета, в том числе в контексте
формирования функциональной грамотности учащихся;
методы и
приемы формирования функциональной грамотности на уроках астрономии;
воспитательный
и развивающий потенциал урока астрономии;
проектно-исследовательская
деятельность по астрономии как средство формирования естественно-научной
грамотности учащихся;
особенности
работы с текстами естественно-научного содержания на уроках астрономии;
решение задач по астрономии,
направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся;
роль астрономических наблюдений в формировании естественно-научной
грамотности учащихся.
С целью обеспечения
условий для развития профессиональной компетентности учителей в государственном учреждении образования «Академия образования»
проводятся мероприятия в соответствии с Республиканским координационным планом
мероприятий дополнительного образования педагогических работников (https://clck.ru/3AJ8HA).
Комментариев нет:
Отправить комментарий