Ярлыки

Астрономия

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АСТРОНОМИЯ»

1. Учебная программа

В 2024/2025 учебном году используется учебная программа по учебному предмету «Астрономия», утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 07.07.2023 № 190.

Учебная программа размещена на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Астрономия.

2. Учебные издания

Электронная версия учебника, который будет использоваться в 2024/2025 учебном году, размещена на национальном образовательном портале (http://e-padruchnik.adu.by).

Рекомендации по работе с учебником по астрономии, в том числе при изучении учебного предмета «Астрономия» в X классе в лицее, размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Астрономия.

Обращаем внимание, что дополнительные материалы, размещенные под QR-кодом в учебнике «Астрономия», можно найти в соответствующих разделах на сайте https://eior.by (единый информационно-образовательный ресурс), выбрав в меню: «11 класс» / «Астрономия» / «Дополнительные материалы».

Информация об учебно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебному предмету «Астрономия» в 2024/2025 учебном году размещена на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Астрономия.

3. Особенности организации образовательного процесса

Обращаем внимание, что при организации образовательного процесса учитель обязан руководствоваться основными требованиями к результатам учебной деятельности учащихся по соответствующей теме, определенными в учебной программе по учебному предмету. На основе этих требований учитель составляет календарно-тематическое планирование, разрабатывает планы-конспекты учебных занятий с учетом реальных условий обучения и воспитания в конкретном классе.

Учебно-методическое обеспечение, которое используется учителем, должно быть направлено на достижение образовательных результатов, зафиксированных в учебной программе. Не допускается предъявление к учащимся требований, не предусмотренных учебной программой.

Требования к контролю и оценке результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Астрономия» устанавливаются Методическими указаниями по организации контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, применению норм оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам, утвержденными 15.09.2022 (пункт 26).

В 2024/2025 учебном году актуальными остаются реализация в образовательном процессе воспитательного потенциала учебного предмета, формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к историческому прошлому. Решение этих задач напрямую связано с достижением учащимися личностных образовательных результатов, к которым относятся:

осознанные представления о принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественно-научной картины мира; роли и месте человека во Вселенной;

умение применять астрономические знания в жизни (ориентировка по созвездиям, осмысление систем счета времени, календарных циклов и др.);

убежденность в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;

осознанное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и социально значимой деятельности.

При определении воспитательных задач учебных занятий следует ориентироваться на указанные личностные образовательные результаты, содействующие осознанию учащимися гуманистической сущности и нравственной ценности научных знаний; необходимости разумного использования достижений науки и технологий в инновационном развитии общества.

На достижение личностных образовательных результатов в содержании учебного предмета «Астрономия» в наибольшей мере ориентированы следующие темы: «Значение астрономии и ее роль в формировании мировоззрения. Место астрономии среди других наук. Вклад белорусских ученых в развитие астрономии», «Проблемы и перспективы космических исследований», «Влияние Солнца на жизнь Земли», «Жизнь и разум во Вселенной. Антропный принцип».

Вместе с тем при изучении каждой темы необходимо создавать условия для формирования у учащихся научного мировоззрения, осознания роли астрономии в познании мира и практической деятельности, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержания, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, ответственного отношения к окружающей среде.

При подборе дидактического материала к учебным занятиям рекомендуется отдавать предпочтение таким упражнениям и заданиям, которые поспособствуют формированию у учащихся чувства патриотизма и национального самосознания, гордости за свою страну, информационной, экологической культуры, культуры безопасности жизнедеятельности, ценностного отношения к своему здоровью, осознанию экологических аспектов освоения космического пространства. Реализации воспитательного потенциала учебного предмета способствует также изучение материалов о научных открытиях белорусских ученых, достижениях Беларуси в области освоения космического пространства.

С целью реализации воспитательного потенциала учебного предмета «Астрономия» рекомендуется использовать активные методы и формы обучения и воспитания: создание проблемных ситуаций, использование метода проектов, организация конференций, дискуссий, экскурсий и иные.

Астрономические наблюдения являются практическими занятиями, которые предусмотрены учебной программой. На проведение астрономических наблюдений отводится 3 учебных часа. Рекомендуется провести следующие виды астрономических наблюдений: «Вечерние наблюдения (осенние)», «Дневные наблюдения Солнца», «Вечерние наблюдения (весенние)».

В связи с тем, что проведение астрономических наблюдений возможно во внеучебное время, для организации их проведения руководителем учреждения образования издается приказ об изменении расписания учебных занятий в связи с проведением вечерних (осенних и весенних) наблюдений, а при необходимости – дневных наблюдений Солнца.

Поскольку каждое из наблюдений рассчитано на один урок, то тема наблюдения записывается в графу «Змест вучэбных заняткаў» в день его проведения, например: Вечерние наблюдения (осенние).

При планировании работы по организации астрономических наблюдений в первом полугодии учебного года рекомендуется использовать материалы «Астрономические события в 2024 году» автора И. В. Галузо, размещенные на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Астрономия.

Для проведения факультативных занятий необходимо использовать учебные программы, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь. Учебные программы факультативных занятий размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Астрономия.

4. Особенности типового учебного плана лицея

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.04.2024 № 47 утвержден типовой учебный план лицея.

В соответствии с типовым учебным планом возможны два варианта изучения учебного предмета «Астрономия»:

в X классе (на изучение учебного предмета устанавливается 1 учебный час в неделю);

в XI классе (на изучение учебного предмета устанавливается 1 учебный час в неделю).

При этом на проведение практических учебных занятий (наблюдения невооруженным глазом, в телескоп) во внеучебное время, контрольных работ в письменной форме в X или XI классе отводится 5 часов (3 часа на проведение астрономических наблюдений и 2 часа на проведение контрольных работ в письменной форме).

5. Дополнительные ресурсы

При организации образовательного процесса по учебному предмету «Астрономия» можно использовать единый информационно-образовательный ресурс https://eior.by. Его назначение – поддержка учащихся, получающих общее среднее образование в соответствии с индивидуальным учебным планом, а также учащихся, которые по уважительным причинам временно не могут посещать учреждение образования.

6. Организация методической работы

Для организации деятельности методических формирований учителей астрономии в 2024/2025 учебном году предлагается единая тема «Повышение качества образования средствами учебного предмета “Астрономия”, в том числе в контексте формирования функциональной грамотности учащихся».

Цель методической работы: совершенствование профессиональной компетентности учителя по вопросам формирования функциональной грамотности учащихся.

На заседаниях учебно-методических объединений учителей, преподающих учебный предмет «Астрономия», с участием учителей смежных учебных предметов рекомендуется рассмотреть актуальные вопросы формирования функциональной грамотности учащихся средствами учебного предмета «Астрономия»:

реализация задач Года качества средствами учебного предмета, в том числе в контексте формирования функциональной грамотности учащихся;

методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроках астрономии;

воспитательный и развивающий потенциал урока астрономии;

проектно-исследовательская деятельность по астрономии как средство формирования естественно-научной грамотности учащихся;

особенности работы с текстами естественно-научного содержания на уроках астрономии;

решение задач по астрономии, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся;

роль астрономических наблюдений в формировании естественно-научной грамотности учащихся.

С целью обеспечения условий для развития профессиональной компетентности учителей в государственном учреждении образования «Академия образования» проводятся мероприятия в соответствии с Республиканским координационным планом мероприятий дополнительного образования педагогических работников (https://clck.ru/3AJ8HA).

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий