Ярлыки

В помощь учителю

КАРТА ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ И РАЗВИВАЮЩИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»

 

Класс

Тема

Воспитательные задачи,

развивающие задачи

Способ реализации

 

VII

 

Физика – наука о природе. Связь физики с другими науками. Физика и техника. Физическое тело, физическое явление, физическая величина.

 

- воспитывать интерес к предмету через практическую значимость изучаемого материала;

 

- развивать мыслительные умения и навыки: выяснять причинно-следственные связи, приводить примеры из жизненного опыта, делать выводы.

 

Приём «Кубик Блума»

(на грани кубика наносятся вопросы, предполагающие рассмотрение всех аспектов темы:

Назови. Почему? Объясни. Предложи. Придумай. Поделись.)

 

VIII

 

Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Очки

 

- способствовать развитию взаимоотношений при работе в парах; способствовать воспитанию бережного отношения к своему здоровью;

 

- способствовать развитию представлений о глазе как об оптической системе; о схеме строения глаза; причинах близорукости и дальнозоркости и способах исправления дефектов зрения;

 

Приём «Знаю. Хочу. Умею»

Формирует: умение определять уровень собственных знаний;

умение анализировать информацию;

умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.

Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.

На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания.

Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. Работа с использованием стратегии «Инсерт» помогает осветить неточное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, выявить новую для них информацию, увязать новую информацию с известной.

Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. После обсуждения текста  учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».

.

 

IX

 

Решение задач по теме «Криволинейное движение»

 

- содействовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу, уважительного отношения к противоположному мнению.

 

- содействовать развитию умений применять полученные знания при решении задач

 

Прием «Алгоритм»

 (учащиеся совместно с учителем составляют алгоритм решения задач на криволинейное движение)

Метод «1*2*4*»

 (Решение задач осуществляется сначала индивидуально каждым, затем в парах, затем в группах).

Прием «Реши сам, объясни другому»

 

X

 

Лабораторная работа «Изучение изотермического процесса»

 

- способствовать воспитанию аккуратности при выполнении заданий лабораторной работы, содействовать воспитанию чувства ответственности за выполненное задание, способствовать развитию взаимоотношений при работе в парах;

 

- развивать экспериментальные умения проводить измерения макропараметров газа, развивать умение анализировать и объяснять результаты эксперимента

 

Прием НаШтоБузу  (Активная Оценка)

 (на што буду звяртаць увагу): 

на что я буду обращать внимание, или критерии оценки. 

Существует два аспекта НаШтоБуЗУ. 

Первый — это уточнение целей уроков так, чтобы учащиеся знали, чему они должны научиться, на чем нужно сосредоточить внимание во время урока, каких результатов должны достичь. 

Второй — это определение целей перед выполнением задания, проверочной или домашней работы.

 Благодаря НаШтоБуЗУ учащиеся знают, какие знания и навыки должны получить на уроке 

и какой уровень выполнения задач требуется. 

Учащиеся больше концентрируются на цели урока, а также могут сами определить, чего они достигли, а чего еще нет. 

НаШтоБуЗУ можно записать на доске 

или раздать обучающимся на цветных клейких листочках. 

НаШтоБуЗУ для учащегося — это разделение материала на основной и дополнительный, определение существенного и второстепенного. Определение того, что будет оцениваться 

на проверочной или домашней работе, 

значительно облегчает работу и учителю, и учащемуся

 

XI

 

Преломления света. Показатель преломления. Полное отражение

 

- способствовать осознанию учащимися роли данной темы в познании мира и практической деятельности, формирования ответственности, организованности, дисциплинированности, самостоятельности, добросовестного отношения к учебе и труду; способствовать воспитанию чувства гордости за достижения белорусского народа;

- развивать умение грамотно, чётко и точно выражать свои мысли; развивать внимательность, наблюдательность и умений выделять главное при описании физических явлений.

 

Метод «Интеллектуальные качели»

(решение качественных задач – объяснение учащимися явления преломления  с физической точки зрения; высказывая свое мнение, учащиеся «раскачивают качели», чем оригинальнее ответ, тем интенсивнее «раскачиваются качели», эстафета переходит от одного учащегося к другому)

      

Рекомендации для реализации компетентностного подхода в обучении физике


Рекомендации для реализации компетентностного подхода в обучении физике: (28 ноября 2018 года – построение содержания физического образования на основе компетентностного подхода …)
1.     Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
2.     На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
3.     Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.
4.     Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
5.     Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
6.     Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
7.     Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
8.     Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучения.
9.     Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
10.  В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
11. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
12. Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
13. Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
14. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
15. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.



Мікалай  Запрудскі
Карта для праектавання   перакуленага ўрока
І. Падрыхтоўчая праца

1.1. Прыміце  рашэнне, якую тэму вы плануеце выкладаць па методыцы перакуленага ўрока _______________________________________________________________________

1.2. Ацаніце і запішыце, што ўжо вучні ведаюць і ўмеюць па выбранай вамі тэме
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.3. Праглядзіце  вучэбную праграму, падручнік і прыміце рашэние аб мэце, якой Вы плануеце дасягнуць на ўроку. Мэту  запішыце з дапамогай аднаго-двух з наступных клішэ:  плануецца, што ў выніку ўрока вучні:
1)      будуць ведаць…, будуць  умець…
2)      навучацца
3)      змогуць
4)      будуць валодаць спосабам…
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.4. Запішыце змест  выхаднога кантроля. Як і якімі сродкамі  вы і вашы вучні даведаецеся, што мэта дасягнута?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.5. Сфармуліруйце задачы выхавання і развіцця вучняў, кампетэнтнасныя задачы і запішыце адпаведныя сродкі (сітуацыі) для іх вырашэння_____________________________
_________________________________________________________________________________

1.6. Пашукайце  ў інтэрнэце, якія рэсурсы вы парэкамендуеце вучням для самастойнага вывучэння тэмы. Запішыце спасылкі  на гэтыя рэсурсы
_________________________________________________________________________________

1.7. Запішыце, што вы скажыце сваім вучням на завяршэнні ўрока, які папярэднічае перакуленаму, у сувязі з тым, што вы ўпершыню прымяняеце новы метад работы -- перакулены ўрок _________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тут магчыма сказаць вучням на зразумелай ім мове мэту наступнага ўрока. _____________________________________________________________________________

1.8. Запішыце заданні, якія вы дадзіце вучням да наступнага ўрока па вывучэнню тэарэтычнага матэрыяла, літаратурных твораў. Варыанты заданняў, набор якіх залежыць у першую чаргу ад тэмы, мэты ўрока, узросту дзяцей:   
• сфармулюйце пытанні, якія ўзніклі пры азнаямленні з новым матэрыялам па падручніку або ў інтэрнэце для іх высвятлення і абмеркавання на наступным ўроку; выдзеліце галоўнае (ключавое) пытанне;
• пабудуйце карту памяці, намалюйце схему, складіце  табліцу, зрабіце комікс і інш.;
• зніміце ролік  па новай тэме;
• вылучыце контраргументы адносна матэрыялу, знойдзенаму ў Інтэрнэце.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прапануйце навучэнцам крытэрыі ацэнкі (НаШтоБуЗУ) выкананых заданняў, Запішыце іх __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ІІ. Работа  настаўніка і вучняў на ўроку

2.1. Напішыце, як вы пачнеце гэты незвычайны ўрок. Як вучні даведаюцца аб сваей мэце  на дадзены ўрок?
Варыянты пачатку ўрока:
* уваходны тэст па тэорыі, якую дзеці вывучалі самастойна, а потым аналіз і карэкцыя памылак у групах;
* групавое, а потым франтальнае абмеркаванне пытанняў, сфармуляваных вучнямі пры вывучэнні тэорыі;
* групавое  абмеркаванне падрыхтаваных  дома творчых работ (схем, табліц і інш), а потым прэзентацыя лепшых з іх ад групы ўсяму класу.
* аб’яўленне настаўнікам або фармулёка вучнямі сваёй мэты ўрока, калі гэта не было зроблена раней
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.2.  Напішыце, у чым будзе заключацца зробленае вамі абагульненне па выніках вывучэння вучнямі тэорыі і іх выступленняў на ўроку. Як вы яго правядзеце?  __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.3. Запішыце, як на ўроку будзе арганізавана практычная работа вучняў па прымяненню тэарэтычных ведаў?  __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.4. Як вы правядзеце выхадны кантроль, самакантроль, узаемакантроль,  самаацэнку і карэкцыю магчымых прабелаў? Якім у сувязі з гэтым будзе дамашняе заданне?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.5.  Па якіх пытаннях вы арганізуеце абмеркаванне з вучнямі ў класе першага вопыту прымянення методыкі перакуленага а ўрока? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.6. Вышэй (у  пунктах 2.1.- 2.5) запішыце прыкладую працягласць  кажнага з  этапаў урока.






Н.И. Запрудский
Ориентировочная карта для проектирования урока

  1. Выберите и запишите тему урока и класс
_________________________________________________________________________________

2. Напишите, в каких условиях будет проводится урок, к проектированию которого вы  приступаете  (ученики, опорные знания умения, учебно-метод. обеспеч.,  программные требования, помещение,  место в расписании и др.)  ________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.  Определите  тип и место урока в учебном модуле (блоке) уроков
Запишите________________________________________________________________________

4. Запишите, как вы создадите среду, благоприятную для учения учащихся?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите обучающую  цель, которую, пожалуйста, сформулируйте одним  из предложенных ниже способов:
       1. Обучающая цель урока: планируется, что учащиеся будут знать…, будут уметь…
       2.  Обучающая цель: учащиеся смогут….
       3. Обучающая цель урока: учащиеся будут владеть способом….
Запишите здесь обучающую цель урока: _____________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Запишите цель на языке учащихся: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запишите, как и на какой минуте ученики узнают свою цель
_________________________________________________________________________________

7. Запишите содержание выходного контроля:
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Установите задачи личностного развития учащихся
и  спланируйте  ситуации развивающего типа
Клише
Чему? или Чего?
Ситуация, средство, с помощью которого на уроке  будет решаться эта задача
Содействовать…




Создать условия для…


Способствовать…





9. Определите и запишите ключевой вопрос для данного урока
_______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
10. Опишите этапы урока
Для каждого этапа важно определить его продолжительность в минутах, полезно прописать его ожидаемые результаты и соответствующие задачи учителя, а также содержание,  формы и методы работы учителя и учащихся, средства обучения. Не забудьте думать, что будут делать ученики, когда вы будете кого-то спрашивать, объяснять материал, показывать слайды презентации, когда ученик будет работать у доски и т.п. Запишите, какие задания (возможно, они будут компетентностно-ориентированными) вы будете давать ученикам и наштобузу для них. Напишите, каким образом вы будете осуществлять на этапах  обратную связь. Какие для этого вы будете использовать критерии (наштобузу)?


 Этап 1. __________________________________________________________________



Этап 2.__________________________________________________________________



Этап 3__________________________________________________________________




Этап 4__________________________________________________________________



11. Примите предварительное решение о домашнем задании, определите и запишите критерии его выполнения_______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Напишите, продолжительность каждого этапа (в минутах)




Список интернет-сайтов для учителей
Сайт Президента Республики Беларусь http://www.president.gov.by/
Министерство образования Республики Беларусь http://www.minedu.unibel.by/
Государственный комитет по науке и технологиям http://www.gknt.org.by
Минский городской исполнительный комитет http://www.minsk.gov.by/
Нацыянальны інстытут адукацыі http://www.adu.by/
Информатизация системы столичного образования http://iso.minsk.edu.by/
Комитет по образованию Мингорисполкома http://minsk.edu.by
Академия последипломного образования http://www.academy.edu.by
База данных по нормативным и другим документам для системы образования РБ http://ris.unibel.by/
Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья http://www.rcheph.by/
Национальная академия наук Беларуси http://nasb.gov.by/
Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь (правовые акты о науке и образовании) http://pravo.by/science/sc_leg_acts.htm
Законодательство Республики Беларусь об образовании, научно-технической, инновационной деятельности, лицензировании http://pravo.kulichki.com/law.htm/
Информационно справочный портал Беларуси http://interfax.by/
История науки и техники http://university.rsuh.ru/history/web/
Национальный инфопарк http://www.infopark.by/
Образовательный портал http://www.educentral.ru/
Республиканский центр Интернет-образования http://www.fio.by
Сайт «Профсоюзное движение Беларуси» http://www.praca.by
Минский городской методический портал http://mp.minsk.edu.by/
«Астрономия» - http://phys.mp.minsk.edu.by/
«Физика» - http://phys.mp.minsk.edu.by/
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/ 
http://www.abc.chemistry.bsu.by/school/vuz.htm – Высшие учебные заведения Беларуси
http://www.debryansk.ru/~lpsch/ – Информационно-методический сайт
http://www.fizika.ru/ – Сайт для учащихся и преподавателей физики
http://comp-science.hut.ru/links.html – ссылки на интернет ресурсы
http://www.exponenta.ru/ – Образовательный математический сайт

Веб-сайты для развития творческих способностей школьников
http://www.chg.ru./Fairy - творческий фестиваль «Детская сказка»
   
Физика.
Сайт «Наука и технологии: достижения, проекты, гипотезы, факты. Физика»
сайт «Мембрана»
Интерактивный калькулятор для перевода физических величин
Автоматизированный взаимный перевод разнообразных физических единиц измерения. Интерактивные калькуляторы для множества систем измерений, как широко используемых (метрическая, американская), так и довольно экзотических (японская, древнегреческая, старорусская).
Анимация физических процессов
На сайте размещена анимационная графика (gif, avi) с изображением физических процессов и даны теоретические объяснения. Есть материал по механике, оптике, волнам и термодинамике. 
http://www-windows-1251.edu.yar.ru/ russian/pedbank/sor_uch/phys/index.html
Банк передового преподавательского опыта – физика
Материалы открытых уроков по физике Соросовских учителей Морозовой Э.Я., Кононова В.М., Тюриной Е.Н.
Физик представляет
Сайт, посвященный курсу физики общеобразовательной школы. Создатель данного сайта ставит перед собой цель облегчить подготовку учащихся к экзаменам по физике.
Ядерная физика и строение Солнца
Научно-популярное пособие всего на 4 страницах. В развлекательной форме дается представление о современных проблемах ядерной физики.
Бесплатные обучающие программы по физике
Набор ссылок на бесплатное программное обеспечение, а также на бесплатные демонстрационные версии.
Физический факультет МГУ им.М.В. Ломоносова. Страница старшеклассника и абитуриента
Информация для поступающих в МГУ. Программы вступительных экзаменов. Подборка олимпиадных задач.
Астрономия и физика на ладони
Архив лекций по астрономии в формате zip по следующим темам: телескопы, элементы небесной сферы, законы Кеплера, галактики и др. Ответы на контрольные вопросы по астрономии. Возможность загрузки описаний лабораторных работ по физике. Подборка ссылок на астрономические институты, общества, каталоги и атласы.
Физикомп
Электронный журнал по физике для школьников. Материалы для изучения физики: задачи, тесты, демонстрационные программы, справочники, игры. Сайт ориентирован прежде всего на школьников, увлекающихся изучением физики, а также абитуриентов, готовящихся к поступлению в вуз.
Электростатика – электронный учебник по физике
Главы учебника по темам: поле объемных зарядов, связь между потенциалом и напряженностью, потенциальные диаграммы, экранировка и заземление, теорема Гаусса. Описание принципа действия линейных ускорителей, лазерных принтеров, электрофильтров и т.п.
ТПО "Северный очаг"
Сайт одной из ведущих фирм в России в области создания компьютерных мультимедийных программ по физике и математике.

Астрономия.
Российская Астрономическая сеть "Астронет"
Новости, книги и статьи по астрономии, конкурсы научных работ. Глоссарий и карта неба. Поиск по текстам, ключевым словам и в глоссарии. Секция "Астрономическое Образование" содержит богатый список образовательных ресурсов по астрономии. Методика преподавания астрономии в средней школе.
AstroTop of Russia
Каталог-рейтинг российских и русскоязычных WEB-ресурсов по астрономии.
Школьный мир: Астрономия
Каталог образовательных ресурсов по астрономии.
Открытый колледж: Астрономия
Система дистанционного обучения, содержащая следующие компоненты: учебник, интерактивные модели по астрономии, виртуальный планетарий, контрольные вопросы. Обзор Интернет-ресурсов по астрономии.
Н. Александрович. Основы астрономии.
Полный учебный курс астрономии и основы астрофотометрии, а также список астрономической литературы и обширный каталог сайтов, справочные материалы.
For Young Astronomers
Краткий путеводитель по Солнечной системе и некоторым астрономическим терминам. Все статьи написаны научно-популярным языком и легко воспринимаются.
Астрофорум "Звездочет"
Форум по различным вопросам астрономии. Новости.
Первый Всероссийский Астрономический портал
Астрономическая телеконференция. Чат. Каталог ссылок.
Юношеская астрономическая школа
Статьи, письма по методологии преподавания астрономии. Полный русский и латинский список созвездий.
Астрономия и физика на ладони
Архив лекций по астрономии в формате zip по следующим темам: телескопы, элементы небесной сферы, законы Кеплера, галактики и др. Ответы на контрольные вопросы по астрономии. Возможность загрузки описаний лабораторных работ по физике. Подборка ссылок на астрономические институты, общества, каталоги и атласы.
М31: Астрономия и астронавтика
Астрономия и космонавтика в новостях, книгах, статьях и ссылках, а также карты звездного неба и оборудование для наблюдения, программное обеспечение и фотогалерея, справочные материалы.
Астрономия. Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии
Персональный сайт Гомулиной Н.Н. содержит информацию об Интернет-ресурсах по физике и астрономии, авторский электронный учебник "Открытая Астрономия", материалы по методике преподавания астрономии, авторские тесты, задачи с решениями, авторские олимпиадные задачи, методику проведения дистанционных уроков, лабораторных работ с использованием ресурсов Интернета.
Книга фактов: Солнечная система
Подборка любопытных фактов о Солнечной системе. Солнце, планеты, пояс астероидов, кометы. Цифры, интересные данные, схемы и
http://www.animationonline.com/ -  Очень хороший сайт по анимации





7 класс
№ п/п
Тема урока
Тест
Физический диктант
Самостоятельная работа
1
Механическое движение. Относительность покоя и движения

+
+
2
Траектория, путь, время. Единицы пути и времени


+
3
Почему изменяется скорость движения тела? Инерция
+


4
Сила
+


5
Единица силы. Измерение силы. Динамометр


+
6
Обобщение и систематизация знаний по теме «Взаимодействие тел. Сила»
+


7
Механическая работа. Единицы работы.

+


8
Решение задач по теме «Механическая работа. Мощность.»


+
9
Кинетическая энергия


+
+
10
Потенциальная энергия


+
+
11
Рычаг. Условия равновесия рычага


+

12
Блоки. Условия равновесия


+

13
Давление. Единицы давления


+
+
14
Гидравлические механизмы.



+
15
Сообщающиеся сосуды

+


16
Атмосферное давление.

+


17
Закон Архимеда. Условия плавания тел

+










8 класс
№ п/п
Тема урока
Тест
Физический диктант
Самостоятельная работа
1
Тепловое движение частиц вещества. Внутренняя энергия .Способы изменения внутренней энергии

+

2
Теплопроводность, конвекция, излучение
+
+

3
Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и кристаллизации


+
4
Испарение и конденсация. Удельная теплота парообразования и конденсации
+

+
5
Расчет количества теплоты при нагревании и охлаждении, плавлении и кристаллизации


+
6
Электризация тел. Взаимодействие электрических зарядов
+
+
+
7
Строение атома. Ионы


+

8
Электрический ток. Сила и направление электрического тока

+

9
Закон Ома для участка цепи. Электрическое сопротивление.


+
10
Последовательное и параллельное соединение проводников


+
11
Работа и мощность тока.

+


12
Магнитное поле


+
+
13
Источники света. Отражение света


+

14
Зеркала. Построение изображения предмета в плоском зеркале


+
15
Преломление света



+
16
Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы.
+

+
17
Построение изображений в тонких линзах

+


18
Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Очки


+






9 класс
№ п/п
Тема урока
Тест
Физический диктант
Самостоятельная работа
1
Материя. Пространство и время. Механическое движение.

+

2
Скалярные и векторные величины. Действия над векторами

+
+
3
Путь и перемещение. Равномерное прямолинейное движение.

+
+
4
Неравномерное движение. Мгновенная скорость

+
+
5
Графическое представление равномерного прямолинейного движения


+
6
Перемещение, координата и путь при равнопеременном движении
+
+

7
Криволинейное движение. Линейная и угловая скорости.

+
+
8
Сила. Условие равновесия сил.

+
+

9
Движение тела по инерции. Первый закон Ньютона

+

10
Решение задач по теме «Законы Ньютона»

+

+
11
Деформация тел. Сила упругости. Закон Гука

+
+
12
Силы трения. Силы сопротивления среды.



+
13
Движение тела под действием силы тяжести


+
14
Закон всемирного тяготения

+

+
15
Вес тела. Невесомость и перегрузки

+

+
16
Импульс тела. Закон сохранения импульса.

+
+
+
17
Работа силы. Мощность

+


18
Решение задач по теме «Потенциальная энергия. Кинетическая энергия»

+
+






10 класс
№ п/п
Тема урока
Тест
Физический диктант
Самостоятельная работа
1
Макро- и микропараметры. Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального газа
+
+
+
2
Изотермический, изобарный и изохорный процессы изменения состояния идеального газа


+
3
Строение и свойства твердых тел
+
+

4
Влажность воздуха
+


5
Термодинамическая система. Внутренняя энергия. Внутренняя энергия   идеального  одноатомного газа
+
+

6
Работа в термодинамике. Количество теплоты
+
+

7
Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам  изменения состояния идеального газа
+
+
+
8
Необратимость термодинамических процессов в природе. Тепловые двигатели. Принцип действия тепловых двигателей

+
+
9
Электростатическое поле. Напряженность электростатического поля.
+
+
+
10
Электроемкость. Конденсаторы
+
+
+
11
Законы постоянного тока


+
12
Закон Ома для полной цепи


+
13
Электрический ток в электролитах
+


14
Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимость полупроводников
+


15
Индукция магнитного поля. Линии индукции.
+
+

16
Закон Ампера. Принцип суперпозиции магнитных полей.


+
17
Сила Лоренца. Движение заряженных частиц в магнитном поле.


+
18
Магнитный поток

+

19
Закон электромагнитной индукции
+

+



11 класс
№ п/п
Тема урока
Тест
Физический диктант
Самостоятельная работа
1
Колебательное движение. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Уравнение гармонических колебаний

+

2
Пружинный и математический маятники
+
+
+
3
Превращение энергии при гармонических колебаниях


+
4
Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания в контуре. Формула Томсона. Превращение энергии в колебательном контуре.

+
+
5
Вынужденные электромагнитные колебания.

+
+
6
Трансформатор.
+
+
+
7
Производство, передача и потребление электрической энергии.
+


8
Электромагнитная природа света. Интерференция света

+
+
9
Принцип Гюйгенса – Френеля. Дифракция света. Дифракционная решетка.

+
+
10
Отражение света. Зеркала


+
11
Закон преломления света. Показатель преломления. Полное отражение
+


12
Формула тонкой линзы


+
13
Закон взаимосвязи массы и энергии


+
14
Фотоэффект. Экспериментальные законы внешнего фотоэффекта.
+

+
15
Фотон. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта

+
+
16
Квантовые постулаты Бора


+
17
Излучение и поглощение света атомами и молекулами. Спектры испускания и поглощения.

+

18
Протонно-нейтронная модель строения ядра атома. Энергия связи атомного ядра

+

19
Ядерные реакции. Закон сохранения в ядерных реакциях


+
20
Радиоактивность. Закон радиоактивного распада

+

21
Ядерный реактор.

+



11 класс (астрономия)
№ п/п
Тема урока
Тест
 Диктант
Самостоятельная работа
1
Звездное небо. Небесная сфера


+

2
Небесные координаты



+
3
Измерение времени. Определение географической долготы


+
4
Гелиоцентрическая система Коперника


+

5
Законы Кеплера


+
+
6
Общие характеристики планет. Планеты земной группы, планеты-гиганты.

+

7
Малые тела Солнечной системы

+


8
Спектральный анализ в астрономии


+

9
Солнце как звезда. Строение солнечной атмосферы
+


10
Основные характеристики звезд


+
+
11
Наша Галактика

+
+
+
12
Звездные системы  - галактики



+


Адреса передового педагогического опыта.
Ф.И.О.
учителя
Образование
Категория
Методический продукт
Микшута
Наталья
Петровна










высшее
высшая
Конспект урока в 7 классе по теме
«Плотность вещества»

Конспект урока в 8 классе по теме
«Тепловые явления»

Конспект урока в 9 классе по теме
«Движение тела, брошенного горизонтально»

Конспект урока  в 9 классе по теме
«Решение задач по теме «Работа силы. Мощность»»
Грудинская
Татьяна
Валентиновна















высшее
высшая
Конспект урока в 7 классе по теме «Измерительные приборы. Цена деления. Точность измерения»

Конспект урока в 7 классе по теме
«Атмосферное давление»

Конспект факультативного занятия в 7 классе
«Конкурс эрудитов»

Конспект урока в 8 классе по теме
«Обобщение и систематизация знаний по теме «Расчет количества теплоты при нагревании и охлаждении. Горение. Плавление»»

Конспект урока в 9 классе по теме
«Решение задач по теме «Импульс тела. Закон сохранения импульса»»

Конспект урока в 10 классе по теме
«Решение задач по теме «Первый закон термодинамики»»

Конспект урока в 10 классе по теме
«Решение графических задач по теме «КПД тепловых двигателей»»

Мастер-класс
«Интерактивная доска: теория и практика применения»

Рекомендации по подготовке к централизованному тестированию по физике.

 Примеры формирования компетентности
учеников на разных этапах урока
Этапы урока
Цель
Результативность
Виды деятельности
Проверка домашнего задания
Цель: активировать умственную деятельность учеников, развивать критическое мышление, учить оценивать знания учеников
Результативность: формирование познавательной компетентности
1.Рецензирование ответов
(домашнего задания)
Цель: развивать самостоятельность мышления, формировать гибкость и точность мысли, развивать внимание и память
Результативность: формирование самообразовательной компетентности
2. Физический диктант
(по страницам домашнего задания с ограничением времени решения)
Объяснение нового материала
Цель: учить исследовательской работе
Результативность: формирование поликультурной компетентности
1. Доказательство законов и т.п.
Цель: учить краткой рациональной записи, отрабатывать умение делать выводы и обобщения
Результативность: формирование информационной компетентности
2. Лекция с использованием приобретенной учениками информации
Цель: учить оперировать знаниями, развивать гибкость
использования знаний
Результативность: формирование познавательной, самообразовательной, социальной компетентностей
3. Исследовательская лаборатория
(коллективная экспериментальная работа)
Физкульт-минутка
Цель: развивать эмоциональность речи, творческую деятельность
Результативность: формирование компетентного отношения к своему здоровью
Игры-физкультминутки
Закрепление, тренировка, отрабатывание умений и навыков
Цель: изучить свойства дроби, и т.п.
Результативность: формирование познавательной компетентности
1. Учебная самостоятельная работа
Цель: закрепить знания о производной и ее применении, и т.п.; разработать правила (алгоритмы) запоминания
Результативность: формирование компетентности, которая оказывает содействие саморазвитию
2. Исследование различных видов памяти
Цель: закрепить умение решать задачи и примеры
Результативность: формирование интеллектуальной и поликультурной компетентностей
3. Решение задач, примеров с комментированием
Цель: закрепить знания учеников, формировать умения проверять, слушать, думать
Результативность: формирование познавательной компетентности
4. Физическая эстафета
Цель: развивать личную позицию учеников, опираясь на их знание темы
Результативность: формирование интеллектуальной компетентности
5. Решение задач несколькими способами
Цель: обучать работе с информацией; закрепить знание текста, понимание темы
Результативность: формирование коммуникативной и познавательной компетентностей, развивать индивидуальные способности
6. Работа с учебником
(учебная практическая работа)
Этапы урока
Цель
Результативность
Виды деятельности
Творческая работа
Цель: показать на основе изученного материала умение учеников создавать проекты
Результативность: формирование поликультурной компетентности
1. Создание проектов
Цель: учить учеников на основе своих знаний находить решения задач прикладного характера
Результативность: формирование поликультурной,
коммуникативной компетентностей
2. Заседание кружка юных физиков
Контроль
Цель: учить детей воображению и умению абстрагироваться
Результативность: формирование интеллектуальной компетентности
1. Создание рекламы (презентации) изучаемой темы (урока), работа в группах совзаимной оценкой
Цель: учить детей, опираясь на полученные знания, самостоятельно работать
Результативность: формирование социальной компетентности
2. Самостоятельная работа со взаимопроверкой; дифференцированная контрольная работа
Домашнее задание
Цель: проверить усвоение материала урока, формировать умение подбирать примеры
Результативность: формирование компетентности, которая оказывает содействие саморазвитию
1. Составить вопросы, задачи и примеры по теме урока
Цель: проверить знания учеников согласно их уровню подготовки
Результативность: формирование интеллектуальной компетентности
2. Разноуровневые задачи: репродуктивные, особой сложности, на сообразительность, логику, и т.п.

Интернет-ресурсы системы образования

Наименование организации,
учреждения или интернет-ресурса
URL адрес
Министерство образования
Республики Беларусь
Сайт управления специального образования Министерства образования
Республики Беларусь
Национальный образовательный портал,
Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования
Республики Беларусь
Учреждение «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь»
ГУО «Академия последипломного образования»
УО «Республиканский институт контроля знаний»
Республиканский портал «Профессиональное образование»,
УО «Республиканский институт профессионального образования»
ГУО «Минский городской институт развития образования»
Минский городской методический портал
ГУО «Брестский областной институт развития образования»
ГУО «Витебский областной институт развития образования»
ГУО «Гомельский областной институт развития образования»
ГУО «Гродненский областной институт развития образования»
ГУО «Минский областной институт развития образования»
УО «Могилевский государственный областной институт развития образования»
Клуб «Хрустальный журавль»
http://www.crane.unibel.by/
Научно-педагогическая библиотека учреждения «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь»
http://www.npb.unibel.by/
Сайт методической поддержки профессионального образования



_____________________________________________________________


СПИСОК  МЕТОДИЧЕСКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

1.    В.С. Владимиров.  «Уравнения  математической  физики».
2.    Л.И.Резников.  «Преподавание  физики  и  астрономии  в  средней  школе».
3.    В.Р.Саулит и В.Ю.Падалко.  «Как  готовиться  к  вступ. экзамен. в  ВУЗ  по  физике».
4.    Б.И.Степанов.  «Лазеры  сегодня».
5.    П.Бергман.  «Загадка  гравитации».
6.    В.Н.Ланге.  «Физические  парадоксы,  софизмы».
7.    Л.Д.Ландау  и  А.И.Китайгородский.  «Физические  тела».
8.    В.П.Демкович  и  П.П.Демкович.  «Сборник  задач  по  физике».
9.    Георг  Шпрокхоф.  «Эксперимент  по  курсу  элементарной  физики».
10. А.Ф.Иоффе.  «О  физике  и  физиках».
11. В.М.Дерябин.  «Законы  сохранения  в  физике».
12. О.Ф.Кабардина  и  В.А.Орлова.  «Методика  факультативных  занятий  по  физике».
13. Н.И.Петрушенко.  «Сборник  диктантов  по  физике».
14. Б.И.Спасский.  «Хрестоматия  по  физике».
15. А.В.Тарасов  и  А.Н.Тарасова.  «Вопросы  и  задачи  по  физике».
16. В.П.Демкович.  «Сборник  задач  по  физике  для  средних  профтехучилищ».
17. В.П.Орехов  и  З.Д.Корж.  «Преподавание  физики».
18. В.П.Белов.  «Радиофизический  кружок».
19. В.В.Фролов.  «Язык  радиосхем».
20. И.Е.Ульштейн.  «Цвет  и  телевидение».
21. П.Тойберт.  «Оценка  точности  результатов  измерений».
22. Г.П.Макеева  и  М.С.Цедрик.  «Фізічныя  парадоксы  і  займальныя  пытанні». – 4 шт.
23. Э.Е.Эвенчик,  С.Я.Шамаш,  В.А.Орлов.  «Методика  преподавания  физики  в школе”.
24. Р.И.Малафеев.  «Проблемное  обучение  физике  в  средней  школе».
25. А.А.Евсюков.  «Электронный  оциллограф  в  преподавании  физики».
26. В.Г.Разумовский, Л.С.Хижнякова.  «Современный  урок  физики  в  средней  школе».
27. Кл.Э.Суорц.  «Необыкновенная  физика  обыкновенных  явлений».
28. М.И.Блудов.  «Беседы  по  физике».
29. «Народная  асвета».  «Программы  факультативных  курсов  для  общеобр. школ».
30. Б.А.Фролов.  «Наука  сегодня».
31. Е.П.Левитан.  «Методика  преподавания  астрономии».
32. В.П.Милантьев,  С.В.Темко.  «Физика.  Плазмы.».
33. С.П.Мясников,  Т.И.Осанова.  «Пособие  по  физике  для  поступающих  во  ВТУЗы».
34. М.Я.Кислов.  «Международная  система  единиц  (СИ)  в  курсе  физики».
35. Л.И.Резников.  «Методика  преподавания  физики  в  школе».
36. А.А.Покровский.  «Фронтальные  лабораторные  занятия  по  физике».
37. Э.Е.Эвенчик.  «Преподавание  механики  в  курсе  физики  средней  школы».
38. А.А.Ванеев,  З.Г.Дубицкая,  Е.Ф.Ярунина.  «Преподавание  физики  в  10 классе.»
39. В.А.Ильин,  Э.Г.Позняк.  «Основы  математического  анализа».
40. М.Е.Тульчинский.  «Сборник  качественных  задач  по  физике».
41. С.Е.Каменецкий,  В.П.Орехов.  «Методика  решения  задач  по  физике  в  ср. школе».
42. С.Ф.Покровский.  «Опыты  и  наблюдения  в  домашних  заданиях  по  физике».
43. Альберт  Мессия.  «Квантовая  механика».
44.  Т.И.Трофимов.  «Курс  физики».
45. В.И.Иверонова.  «Физический  практикум.  Механика  и  молекулярная  физика».
46. А.А.Покровский.  «Демонстрационный  эксперимент  по  физике».
47. Г.С.Ландсберг.  «Элементарный  учебник  физики».
48. Г.Ф.Огородников,  М.Н.Башкатов,  И.В.Попов,  Н.М.Ростовцев.  «Демонстрационные  опыты  по  оптике  и  строению  атома».
49. М.И.Блудов.  «Беседы  по  физике». – 2 шт.
50. А.А.Покровский.  «Демонстрационный  эксперимент  по  физике. Механика, теплота»
51. А.А.Покровский.  «Физический  эксперимент  в  школе».
52. Е.Н.Горячкин.  «Лабораторная  техника  и  ремесленные  приемы».
53. З.М.Резников.  «Прикладная  физика».
54. Л.А.Исаченкова,  И.И.Жовнеревич,  И.М.Медведь.  «Фізіка – 9кл.”. – 2 шт.
55. Л.А.Исаченкова,  Ю.Д.Лещинский«Физика – 8кл.».
56. Л.А.Исаченкова,  Ю.Д.Лещинский.  «Фізіка – 7 кл.».
57. М.М.Балашов.  «Фізіка – 7кл.».
58. А.В.Засов,  Э.В.Канонович.  «Астраномія – 11 кл.».
59. Н.И.Запрудский.  «Современные  школьные  технологии».
60. М.С.Цедрик,  В.М.Варикаш.  «Механика  и  молекулярная  физика  в  вопросах  и  ответах».
61. А.А.Луцевич,  А.В.Равков,  Р.Н.Козел.  «Решение  задач  по  механике  и  молекулярной  физике».
62. Г.А.Бендриков,  Б.Б.Буховцев,  В.В.Керженцев,  Г.Я.Мякишев.  «Задачи  по  физике  для  поступающих  в  вузы».
63. Г.П.Макеева,  М.С.Цедрик.  «Физические  парадоксы  и  занимательные  вопросы».
64. В.К.Кобушкин.  «Методика  решения  задач  по  физике».
65. П.Е.Медведев.  «Занимательная  физика».
66. Г.Я.Мякишев,  Б.Б.Буховцев.  «Физика – 11 кл.
67. Н.М.Шахмаев,  С.Н.Шахмаев,  Д.Ш.Шодиев.  «Физика – 11 кл.».
68. Г.Я.Мякишев,  Б.Б.Буховцев.  «Физика – 10 кл.». – 2 шт.
69. И.И.Жолнеревич,  И.Н.Медведь.  «Физика – 10 кл.».
70. В.В.Жилко,  А.В.Лавриненко,  Л.Р.Маркович.  «Фізіка – 10 кл.».
71. И.К.Кикоин,  А.К.Кикоин.  «Физика – 9 кл.»
72. В.И.Лукашик.  «Сборник  вопросов  и  задач  по  физике – 6-7 кл.».
73. Б.А.Кимбар,  А.М.Качинский,  Н.С.Зайкина,  И.М.Бытеева.  «Сборник  самостоятельных  и  контрольных  работ  по  физике – 6 – 10кл.».
74. Ю.И.Гладков.  «Кантроль  ведаў  вучняў  па  фізіцы – 7 кл.».  
75. В.Н.Поддубский. “Физика. Разноуровневые задания для  поурочного  контроля-11кл”.
76. П.А.Знаменский,  С.С.Мошков,  М.Ю.Пиотровский,  П.А.Рымкевич, И.М.Швайченко.
“Сборник  вопросов  и  задач  по  физике – 8 – 10кл.”
77. М.А.Чобот, М.С.Цедрик.  “Сборник  задач  по  физике”.
78. В.И.Стражев,  О.Е.Лисейчиков,  Г.Д.Дылян.  “Десятибальная  сичтема  оценки  знаний,умений  и  навыков  учащихся  общеобразовательных  школ”.

_____________________________________________________________________  
ЖУРНАЛЫ:
1.   «Квант»   № 8.  1975г.
2.   «Квант»   № 6.  1999г.
3.   «Альфа»  №2.  1996г.
4.   «Альфа»  №2.  1997г.
5.   «Альфа»  №1  1998г.
6.   «Альфа»  (Хрустальная)  1998г.
7.   «Фокус»  №2  1994г.
8.   «Фокус»  №4  1994г.
9.   «Квантор»  №9  1991г.
10. «Репетитор»  №2  2000г.
11. «Репетитор»  №5  2000г.
12. «Физика в школе»    №3  1988г.               
13. «Физика  в  школе»  №4   1988г.             
14. «Физика  в  школе»  №2  1990г             
15. «Физика  в  школе»  №3  1990г.           
16. «Физика  в  школе»  №4  1990г.
17. «Физика  в  школе»  №6  1990г
18. «Физика  в  школе»  №5  1991г
19. «Физика  в  школе»  №6  1991г
20. «Физика  в  школе»  №1,2  1992г.
21. «Физика  в  школе»  №5, 6  1992г
22. «Физика  в  школе»  №2  1991г.
23. «Физика  в  школе»  №3  1991г.
24. «Физика  в  школе»  №4  1991г.
25. «Фізіка» (Праблемы  выкладання)  № 5  1996г.
26. «Фізіка» (Праблемы  выкладання)  № 2  2003г
27. «Фізіка» (Праблемы  выкладання)  № 4  2003г
28. «Фізіка» (Праблемы  выкладання)  № 6  2003г
29. «Фізіка» (Праблемы  выкладання)  № 1  2004г.
30. «Фізіка» (Праблемы  выкладання)  № 2  2004г.
31. «Фізіка» (Праблемы  выкладання)  № 5  2004г.
32. «Фізіка» (Праблемы  выкладання)  № 1  2005г.
33. «Фізіка» (Праблемы  выкладання)  № 3  2005г.
34. «Фізіка» (Праблемы  выкладання)  № 6  2005г.
35. «Фізіка» (Праблемы  выкладання)  № 1  2006г.
36. «Фізіка» (Праблемы  выкладання)  № 2  2006г.
37. «Фізіка» (Праблемы  выкладання)  № 5  2006г.
38. «Фізіка» (Праблемы  выкладання)  № 6  2006г.
39. «Фізіка» (Праблемы  выкладання)  № 2  2007г.
40. «Фізіка» (Праблемы  выкладання)  № 1  2008г.
41. «Фізіка» (Праблемы  выкладання)  № 2  2008г.
42. «Фізіка» (Праблемы  выкладання)  № 5  2008г.
43. «Фізіка» (Праблемы  выкладання)  № 6  2008г.
44. «Фізіка» (Праблемы  выкладання)  № 3  2009г.
45. «Фізіка» (Праблемы  выкладання)  № 1  2010г.
46. «Фізіка» (Праблемы  выкладання)  № 2  2010г.
47. «Фізіка» (Праблемы  выкладання)  № 5  2010г.
48. «Фізіка» (Праблемы  выкладання)  № 6  2010г.
49. «Фізіка» (Праблемы  выкладання)  № 1-6  2011г.
50. «Фізіка» (Праблемы  выкладання)  № 1-6  2012г.
51. «Фізіка»                                             № 1-6  2013г.
52. «Фізіка»                                             № 1-6  2014г.
53. «Фізіка»                                             № 1-6  2015г.
54. «Фiзiка»( Праблемы выкладання)  № 1-6   2016 г.
55. «Фiзiка»                                             № 1-6   2017 г.
56. «Фiзiка»( Праблемы выкладання)   № 1-4  2018 г.
57. "Фізіка"                                              № 1-3  2019 г.

Интерактивная доска, сайты - разработки

_________________________________________________________________________________

Опорная таблица для анализа и конструирования учебного занятия

Образовательные задачи этапа учебного занятия

Содержание этапа учебного занятия
Показатели выполнения образовательных задач этапа
Условия выполнения образовательных задач этапа
Возможные методы и приемы обучения
1. 0рганизационный этап
- Приветствие, фиксация отсутствующих;
- проверка подготовленности уч-ся к учебному занятию;
- проверка подготовленности классного по­мещения к заня­тию;
- организация внимания школьников;
- раскрытие общей цели урока и плана его проведе­ния

- Доброжелательный настрой учителя и уч-ся;
-кратковременность этапа;
-полная готовность класса к уроку;
- быстрое включение уч-ся в деловой ритм;
- формулирование це­левых установок урока и плана работы
- Собранность учителя; последовательность        в предъявлении требований;
- использование небольшой психологической паузы и во­просов, побуждающих вни­мание уч-ся к теме урока;
- спокойная и уверенная ма­нера держаться при появле­нии в классе;
- отсутствие многословия
1. «Добрый день, друзья! Я рад вас видеть, и очень xoчу начать работу с вами! (Хорошего вам настрое­ния!)»
2. «Ладошка к ладошке».
З. Рапортичка (определе­ние отсутствующих).
4. Приветствие учеников, которые после долгого отcyтcтвия появились в клас­се.

2. Этап проверки выполнения домашнего задания
1. Установить
правильность полноту и осознанность выполнения д/з всеми (большинством уч-ся)
2. Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности уч-ся и определить причины их воз­никновения
3. Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы

1. Выяснение степени усвоения уч-ся заданного учебного материала (выявление знаний о фактах, понятиях, законах, свойствах, правилах, теориях, следствиях из теорий, способов действий (умений))
2. Выяснение причин невыполнения {д/з отдельными учениками
З. Определение типичных недостатков в знаниях и способах действий уч-ся и причин их появления
4. Ликвидация обнаруженных недостатков

- Проверка учителем за короткий промежуток времени знаний и способов действий уч-ся, установление пробелов в их усвоении (5-7 минут);
- обнаружение причин невыполнения д/з отдельными уч-ся и принятие мер для их ликвидации;
. - оптимальность сочетания контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля уч-ся
-Использование учителем системы приемов. позволяющих определить уровень выполнения (д/з большинст­вом уч-ся;
- использование различных форм контроля в зависимости от содержания, вида и цели д/з, а также в зависимо­сти от отношения уч-ся конкретного класса к выполнению д/работы;
- создание содержательных и организационных условий формирования осознанности у школьников связи выполнения их д/работы с результатами своего обучения вообще;
- постановка требования перед уч-ся не только знаний фактов и отдельных понятий, но и знаний способов действий, связей между отдельными компонентами структуры предметного знания (факты - понятия - законы -теория - следствия - приложения)

1. Тестовые задания (задания закрытой или открытой форм, задания на установления правильной последовательности)
2. Выполнение уч-ся заданий, подобных д/упражнениям
3. Постановка дополнительных вопросов.
5. Обращение к уч-ся с просьбой продолжить ответ ученика, который отвечает у доски
6. Вызов к доске нескольких уч-ся по составлению планов своего ответа и опрос по отдельным пунктам плана
7. Разноуровненые самостоятельные работы
8. Метод обучения с опорой на ошибки
9. «Торт решений» (фиксация своих затруднений)
10. «Гирлянда ассоциаций»
11. «Кубики»
3. Актуализация субъективного опыта учащихся
1. Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока
2. Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений)

- Сообщение темы учебного занятия;
- формулирование целей урока вместе с уч-ся;
- показ социальной и практической значимости изучаемого материала;
- постановка перед уч-ся учебной проблемы;
- актуализация субъектного опыта уч-ся.

- Готовность уч-ся к активной познавательной деятельности;
- формулировка целей урока вместе с уч-ся;
- вариативность приемов сообщения темы и целей урока;
преемственность и перспективность в постановке целей урока;
- формулировка целей урока в действиях уч-ся;
- понимание уч-ся социальной и практической ценности изучаемого материала;
- сообщение ученикам не только темы урока (его содержания), но и целей, форм организации их деятельности.

- Предварительное обдумывание учителем формулировки  цели, задач, социальной и практической значимости для уч-ся изучаемого материала и фиксация этого в поурочном плане;
- умения учителя формулировать цели урока в действиях уч-ся;
- владение учителем многообразием приемов актуализации личностного смысла уч-ся, их социальной ценностных отношений к объектам окружающей действительности;
- использование· учителем многообразных приемов актуализации знаний и способов действий, обеспечивающих выделение ключевых идей ведущих принципов построения учебного предмета; - умения учителя представлять основное содержание учебного материала, необходимого для главного этапа урока, в виде разнообразных структурно-логических схем;
- сформированность у школьников понимания, что без четко поставленной цели
трудно оценить результат учебной деятельности на уроке;
- отражен6ие в целях урока не только знаний и умений, которые должны усвоить уч-ся, а, также прежде всего,  развитие личностно-смысловой сферы уч-ся, их интеллектуальной, исследовательской, коммуникативной культуры, а также культур учения;
-ознакомление сначала с явлениями природы, а затем с методикой исследования этих явлений и установления закономерностей.

1. Объяснение уч-ся целей урока одновременно с сообщением темы
2. Сообщение цели в виде проблемного задания
З. Сообщение цели в виде эвристического вопроса
4. Указание целей на специальном стенде «Что сегодня на уроке?»
5. Использование технологической карты
6. Ассоциативный ряд
7. Использование результатов предварительного социологического опроса
8. Постановка целей по СЛС изучения. явлений, процессов и др.
9. Постановка целей через показ конечных результатов
10. Постановка целей посредством опоры на последовательность изучения материала
11. Составление карт мыследеятельности
12. Устный счет, математический диктант
1 З. Метод целесообразных задач
14. «Нарисуй картину»
15. Мозговая атака
16. Постановка привлекательной цели
17. В начале урока дается загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом
18. Дополнение реальной ситуации фантастикой
4. Этап усвоение новых знаний и способов деятельности
1. Обеспечить восприятие,. осмысление и первичное запоминание уч-ся изучаемо материала:
- существенных признаков понятий, законов, теорий и др.;
- правил и построенных на их основе алгоритмов
2. Содействовать усвоению уч-ся способов, средств, которые привели к определенному выводу (обобщению)
3. Создать содержательные и организацион­ные условия усвоения уч-ся методики воспроизведения изучаемого материала
- Организация внимания уч-ся;
-сообщение основной идеи изучаемого материала (принципа, правила, закона и др.);
- обеспечение осмысления метода исследования изучаемых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным выводам;
- обеспечение усвоения методики воспроизведения изучаемого материала (с чего и как начинать, из чего исходить, к чему переходить и как аргументировать выводы)
- Максимальное использование самостоятельности уч-ся в добывании знаний и овладении способами действий;
- если учитель использовал метод рассказа, лекции, объяснения, самостоятельной работы уч-ся по учебнику и доп. лит-ре, то показателем выполнения дидактической задачи может служить качество (правильность, . полнота, осознанность, действенность, систематичность) ответов уч-ся на последующих этапах урока;
- при использовании
метода эвристической беседы, самостоятельной работы уч-ся в сочетании с методам беседы, компьютеров и программированных учебников, модулей по­казателем эффективности усвоения школьниками знаний и способов действий является правильность и осознанность ответов в процессе беседы и выполнения заданий в модулях, а также активное участие класса в подведении итогов беседы или самостоятельной работы

-полное и точное определение ведущих признаков изучаемых познавательных объектов;
- включение в содержание изучаемого материала субъектного опыта уч-ся;
-учет индивидуальных способов проработки уч-ся изучаемого материала;
-подача материала логически завершенными частями-блоками; - реализация дифференцированного подхода в процессе изложения нового материала;
- осуществление этапа посредством создания ситуаций, в которых ученик является субъектом деятельности;
- обеспечение вариативности взаимодействия учителя с уч-ся (экстроактивный, интроактивный и интерактивный режимы);
- ориентация в процессе изложения нового материала на структуру предметного знания, а не на объем информации;
- включение в содержание проблем человека и его деятельности, механизмов познания;
- выделение и поддержка тонкости жизненных наблюдений уч-ся;
- «сталкивание» ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса;
- создание условий для освоения уч-ся знаний преимущественно в форме деятельности.
1. Работа с определением вводимых понятий (родовое слово + видовые признаки)
2. Использование обыден­ных аналогий как способа включения в содержание субъектного опыта уч-ся
з. Представление основного материала одновременно в словесной, знаково-символической формах
4. Представление изучае маго материала в сравни­тельных или кпассифика­ционных таблицах
5. Экстроактивный режим (рассказ, лекция, сообще­ние,объяснение)
6. Интраактивный режим (модульное обучение, про­блемно-модульное, про­граммированное, компью­терное обучение как формы самостоятельной рабо­ты уч-ся)
7. Интерактивный режим (проблемное обучение, адаптивное обучение, коллективные способы обуче­ния, проектное обучение)
8. Построение структурно-логических схем· изучаемо­го материала
9. Генетический метод обучения (посредством показа логики возникновения понятия в науке или практ. деятельности)
10. Метод целесообразных задач
11. Метод информационной накачки
12. Обучение на концептуальной основе
13. «Мудрые совы»
5. Этап первичной проверки понимания изучаемого
1. Установить правильность и
. осознанность изученного ма­териала
2. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся
3. Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

- Проверка учителем понимания уч-ся того, что является сущностью основного содержания;
- проверка полноты и осознанности усвоения уч-ся новых знаний и способов действий;
- выявление пробелов первичного осмысления уч-ся изученного материала;
- ликвидация
неясностей осмысления уч-ся изученного материала
- Правильность и осознанность основного содержания изученного материала большинством уч-ся репродуктивного (минимального) и конструктивного (общего) уровней;
- привлечение класса к дополнению и корректировке ответов уч-ся;
- устранение пробелов в понимании уч-ся нового материала или нацеливание на их устранение на последующих этапах урока
- Постановка учителем вопросов репродуктивного характера, а также многофункциональных вопросов, требующих мыслительной активности уч-ся;
- постоянное обращение учителя к классу с просьбой дополнить, уточнить или исправить ответ ученика
1.Ассоциативный ряд
2. «Пчелиный улей»
3. Опорный текст
4. Использование заданий на узнавание уч-ся изученных познавательных объектов
 5. «Опрос эксперта»
6. Подготовка уч-ся своих примеров по новому мате­риалу
7. «Мудрые совы»

6. Этап закрепления новых знаний и способов действий
1. Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самост. работы по новому материалу
2. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

-Организация деятельности уч-ся по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов;
- организация деятельности уч-ся по отработке изученных знаний и способов действий посредством их применения в
ситуациях по образцу и измененных ситуациях;
- закрепление методики изучения нового материала;
- закрепление методики ответа при очередной проверке знаний;
- отработка логики алгоритма изученных правил
- Умения уч-ся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи (структура знания);
- умения уч-ся распознавать и воспроизводить изученные познавательные объекты;
- умения воспроизводить алгоритмы и пользоваться ими в стандартных и измененных ситуациях;
- прочность знаний уч-ся

- Использование системы заданий, в основе которой лежит четко спланированная последовательность действий (на узнавание, на применение знаний по образцу и в измененной ситуации);
- использование разнообразных методов и форм закрепления знаний и способов действий уч-ся;
- использование вопросов, требующих интеллектуальной активности, самост. мыслительной деятельности;
- обеспечение дозированной помощи уч-ся
1. Использование на уроке взаимообратных задач
2. Составление карты мыследеятельности
3. «Опрос эксперта»
4. «Разбери слово по буквам»
5. Вопросно-ответное общение
6. «Высокопоставленный дилетант»
7. Структурная модель
8. «Что было бы, если ... (человечество не знало ... )»
9. «Придумай свои задания»
1 О. Интеллектуальный марафон

7. Этап применения знаний и способов действий
1. Обеспечить усвоение уч-ся знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях
2. Обеспечить формирование у уч-ся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях
- Организация
деятельности уч-ся по применению знаний в измененных и новых ситуациях

- Правильность, полнота, осознанность, действенность знаний уч-ся;
- самостоятельность уч-ся в выполнении заданий;
- углубление знаний и способов действий уч-ся

- Использование системы заданий, предусматривающих постепенное нарастание сложности упражнений и самостоятельности уч-ся в их выполнении;
- использование разнообразных методов и форм организации деятельности уч-ся по применению знаний в разнообразных ситуациях;
- использование заданий на поиск нескольких способов получения одного результата;
- стимулирование уч-ся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
поощрение стремления ученика предлагать свой способ работы (решения задачи);
- применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
- использование открытых задач
1. Разноуровневые самост. работы
2. Лабиринт действий З. Проектное обучение 4. Деловая игра
5. «Три цвета - три фор­мы»
6. Вопросно-ответное об­щение
Учебные станции
Рынок возможностей 9. Двойные ассоциации
«Цветные шары»
Групповая работа
12. «Дебаты «за» и «про­тив»»
1 З. Задания на самостоя­тельное построение алго­ритма решения опреде­ленных типов задач
14. «Задания по кругу»
8. Этап обобщения и систематизации знаний
1. Обеспечить
формирование целостной системы ведущих знаний уч-ся
2. Обеспечить
установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний
З. Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий

- Организация
деятельности уч-ся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений

Активная и продуктивная деятельность уч-ся по включению части в целое, классификации и систематизации знаний;
- выявление уч-ся внутрипредметных и межпредметных связей;
- выделение мировоззренческих идей

- Построение структурно-логических схем изученной темы;     ледеятельности
- использование вопросов, требующих классификации изученных познавательных объектов;
- обобщение и систематизация на различных уровнях:
а) понятийном;
б) межпонятийном;
в) тематическом;
г) итоговом
д) межпредметном;
- выделение сквозных идей и принципов: симметрии и асимметрии, относительности, направленности природных процессов, соответствия, дополнительности и др.;
- использование обобщающих таблиц

1. Метод кооперации
2. Составление карты мыследеятельности
З. Моделирование
4. Построение «дерева»
                темы
5. Построение «здания» темы
6. «Паучок»
7. Построение блок-формулы
8. Мозговая атака в письменной форме
9. Учебные станции
10 Задания на определение уч-ся в списке слов, фактов, понятий, правил, законов

9.Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий
1. Выявление качества и уровня усвоения уч-ся знаний и способов действий
2. Выявить недостатки в знаниях и способах действий уч-ся
З. Установить причины выявленных недостатков
4. Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям

- Глубокая всесторонняя проверка знаний и способов действий уч-ся;
- проверка образа мышления уч-ся;
- проверка сфомированности общих учебных умений;
 - комментирование ответов уч-ся

Проверка учителем не только объема и правильности знаний,  но также их глубины осознанности, гибкости и действенности;  
- активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных уч-ся;
- рецензирование ответов уч-ся
- Использование различных методов контроля знаний и способов действий уч-ся;
- постановка дополнительных вопросов для проверки системности, осознанности, действенности и прочности знаний;
- разъяснение учителем своего подхода к оцениванию знаний уч-ся;
- при опросе анализировать не только правильность ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий

1. Разноуровневые контрольные и самост. работы
2. Тестовые задания
З. Задания на выделение всех признаков понятия и их связи друг с другом (проверяется полнота знаний)
4. Задания на выделение существенных признаков (глубина)
5. Задания на конструирование нескольких способов  решения одной и той же задачи (гибкость)
6. Задания с избыточными данными, с противоречивыми данными (способность к оценочным действиям)

10. Этап коррекции знаний и способов действий
1. Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы

- Организация
деятельности уч-ся по коррекции своих выявленных недостатков

- Динамика перехода уч-ся с более низкого на более высокой уровень усвоения знаний
- Организация деятельности уч-ся:
а) минимального и общего уровня усвоения знаний по выявлению своих ошибок на основе поставленной учителем оценки и их коррекции;
б) вариативного (творческого) уровня усвоения знаний по решению  нестандартных заданий или оказанию помощи другим уч-ся в поиске и коррекции своих ошибок
1. Использование  специально разделенных на мелкие этапы и звенья упражнений
2. Применение развернутых инструкций с регулярным контролем
3. Тестовые задания
4. Задания с «пропусками»
11. Этап информации о домашнем задании
1. Обеспечит понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
- Информация о д/з;
-мотивирование выполнения д/з;
- инструктаж по выполнению д/з;
- проверка понимания уч-ся содержания и способов выполнения д/работыо
- Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения д/з всеми уч-ся в соответствии с актуальным уровнем их развития;
- наличие индивидуальных заданий (по интересам или по степени сложности);
- наличие возможностей выбора д/заданий
- Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока;
- соответствие содержания д/работы уровню обученности уч-ся (актуальному уровню развития) (репродуктивному, конструктивному или вариативному);
- создание условий для выбора уч-ся д/заданий;
- подобные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение д/з
1. Интересная постановка учебной проблемы, если идет о познавательных заданиях
2. Три уровня д/з
3. Задание массивом
4. Особое задание
5. «Необычная необычность»
6. Идеальное задание
12. Этап подведения итогов занятия
1. Дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся
- Подведение итогов учебного занятия
- Четкость и краткость этапа
- Умение учителя давать качественную характеристику работы класса
1. Сообщение учителя
2. Подведение итогов самими учащимися
13. Этап рефлексии
1. Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психо-эмоционального
состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками
2. Обеспечить усвоение уч-ся принципов саморегуляции и сотрудничества

- Мобилизация уч-ся на рефлексию своего поведения
- Открытость уч-ся в осмыслении своих действий и самооценке;
- прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

- Развитие способностей уч-ся к рефлексии;
- стимулирование уч-ся к осмыслению того, как другие (уч-ся, учителя) знают и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления;
- реализация рефлексивного алгоритма: «Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой), «МЫ» (комфортно ли было работать в малой группе, какие затруднения были в общении), «ДЕЛО» (достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные проблемы)

1.Ассоциативный ряд
2. Незаконченные предложения
3. «Торт решений»
4. «Разговор на бумаге»
5. «Солнышко»
6. «Координаты»
7. «Лист обратной связи»
8. «3акпючительная дискуссия»
9. «Выбери дистанцию»
10. Интерпретация изображений на открытках
11. «Свет молнии»
12. «Письмо самому себе»
13. «Ну что, как прошло занятие?»
14. Барометр настроения
15. «Телеграмма»
16. «Памятки»
17. «Птичий двор - зеркало настроения»
18. «Пейзаж - зеркало настроения

Комментариев нет:

Отправить комментарий