28 декабря 2017 г. на базе ГУО "Гимназия № 1 г. Волковыска" прошел практикум для учителей физики по теме "Решение олимпиадных задач"
Занятие № 1
Практикум
для учителей физики
«Решение олимпиадных задач»
Тема: Нестандартные задачи по механике. Олимпиадные задачи по
молекулярной физике и термодинамике
Цель: отработка практических навыков учителей физики по решению олимпиадных задач по механике, молекулярной физике и термодинамике.
В связи с современными направлениями в образовании, сама жизнь убедительно показала, что малоэффективно учить «всех всему». Обучение должно быть построено в максимально возможной мере с учетом индивидуальных интересов и способностей учащихся.
Решение задач по физике – сложнейший процесс, требующий не только знаний математики и физики, но и специфических умений. Необходимо уметь анализировать условие задачи, переформулировать и перемоделировать, заменять исходную задачу другой задачей или делить на подзадачи, составлять план решения, проверять предлагаемые для решения гипотезы, т.е. владеть основными умственными операциями, составляющими поиск решения задачи, которые в физике имеют свои особенности.
Каковы основные сложности подготовки к олимпиаде по физике? Первая сложность: чрезвычайно широкий охват материала. Нужно эффективно владеть всем школьным курсом физики, который изучается на протяжении пяти лет (с 7 по 11 классы). А это – механика, молекулярная физика и термодинамика, электричество и магнетизм, оптика, квантовая и ядерная физика, начала теории относительности и т.д. Соответственно, требуется довольно много времени на подготовку – не меньше учебного года. Вторая сложность: изучение физики – это усвоение идей. Дело заключается в том, что эффективное изучение физики – это не вызубривание правил, формул и алгоритмов, а усвоение идей. Очень большого количества весьма непростых идей.
Третья сложность: тесная связь с математикой. Одного усвоения физических идей недостаточно – нужно уверенно владеть простой математической техникой. Сложить векторы, выразить нужную величину из формулы, найти сторону треугольника, не путаться в синусах-косинусах.
Основные требования к олимпиадным заданиям:
1) содержание олимпиадных заданий должно быть максимально разнообразным, задания должны иметь сеть внутри – и межпредметных связей;
2) олимпиадные задачи должны быть ориентированы в основном на логическое мышление, на применение, а не воспроизведение фактологических знаний по физике;
3) задачи, по возможности, должны быть такими, чтобы ошибка, допущенная участником олимпиады на начальной стадии решения, позволила бы ему добиться, хотя бы частично, положительных результатов;
4) задачи должны иметь дифференцирующие вопросы и задания: от «утешительных» до вопросов и заданий, с которыми могут в полной мере справиться только самые способные участники.
В идеальном случае в задаче должна быть как качественная, так и расчетная составляющая, задача должна охватывать разные области физики, иметь межпредметные связи.
Сегодня мы рассмотрим три задачи, которые предлагались на третьем этапе республиканской олимпиады в различные годы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий