Ярлыки

вторник, 9 января 2018 г.

4 января 2018 г. на базе ресурсного центра по учебному предмету "Физика" прошел практикум для учителей "Решение олимпиадных задач по физике"


4 января 2018 г. на базе ресурсного центра по учебному предмету "Физика" прошел практикум для учителей "Решение олимпиадных задач по физике"


Занятие №2
Практикум
для учителей физики
«Решение олимпиадных задач»

Тема: Олимпиадные задачи по молекулярной физике и термодинамике

Цель: отработка практических навыков  учителей физики по решению
          олимпиадных задач по молекулярной физике и термодинамике.

Ход занятия:
         Сегодня мы рассмотрим задачи, которые предлагались на втором этапе республиканской олимпиады в 2017/2018 учебном году. 

Задача №1 (9 класс)
         Профессор Глюк солнечным светом решил осветить дно глубокого колодца. Угол падания света в данный момент времени равен 560. Как для этого профессору нужно расположить плоское зеркало, чтобы отраженный от него свет достиг дна?
(стандартная задача)

Задача №2 (9 класс)
         В воду массой 1 кг при 200С брошен кусок мокрого снега массой 205 г. Когда весь снег растаял, общая температура стала равной 50С. Определите количество воды в комке снега. Удельная теплота плавления снега 334 кДж/кг, удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг0С).
(стандартная задача)  



                                                           




                             
                                                                                                                                              







    






























                                               





















                                                                                                                                                          











Задача №3(9 класс)
           Какой ток идет через амперметр, если ? К цепи приложено напряжение U. Сопротивление амперметра можно считать пренебрежимо малым.      


       
             а, м/с2



       1







        0
                        4             8         12      v, м/с




Задача №4 (9 класс)
         Тело начинает двигаться так, что ни в какой из моментов его ускорение не равно нулю. График зависимости ускорения тела от скорости приведен на рисунке. Найдите время, которое пройдет до того, как оно наберет скорость 12 м/с, а также расстояние, которое пройдет тело за это время.

Задача №5 (9 класс)
         Определить в какую сторону орт вертикали и на сколько отклонится в высшей точке полета снаряд, запущенный на экваторе Земли в вертикальном направлении. Начальная скорость снаряда 800 м/с. сопротивлением воздуха пренебречь.

Задача № 6 (10 класс)
         На рисунке представлен график теплообмена трех тел. Определить установившуюся температуру в системе, если масса наиболее нагретого тела равна 1 кг и его удельная теплоемкость равна 2000 Дж/(кг0С).


                                 t, 0С
                          60




                               

                           t2
                           t1 


                            0
                                          2             4                                 Q, кДж
 







                                           










Задача №7 (10 класс)
         Имеется шар массой М и радиусом R и материальная точка массой m. Во сколько раз уменьшится сила тяготения между ними, если в шаре сделать сферическую полость радиусом ? Материальная точка лежит на прямой, проведенной через центры шара и полости и на расстоянии  от центра полости

Задача №8 (10 класс)
         Из вертикальной трубки всыпается песок, причем диаметр его струи остается равным диаметру трубки. Скорость песчинок у конца трубки 1 м/с. Во сколько раз средняя плотность песка в струе на расстоянии 2,4 м от конца трубки будет меньше, чем внутри трубки у ее конца? Считать, что каждая песчинка движется свободно.

Задача №9 (10 класс)
         На горизонтальной поверхности лежит шланг, заполненный водой, оба отверстия которого закрыты пробками. Один конец шланга подняли на высоту h (второй остался лежать на поверхности) и одновременно вынули обе пробки. Спустя малый промежуток времени t вода в шланге приобрела скорость v. Найти длину шланга.

Задача №10 (10 класс)


        А
        В                                                                                                                   D
        C
         Имеется проволочная рамка, составленная из одинаковых ячеек в форме квадрата. Сопротивление рамки, измеренное между точками BD, оказалось равным 25 Ом, а между точками АС – 3,66 Ом. Определите число звеньев в рамке. Точки B и D расположены точно посередине соответствующих сторон. Сопротивления каждого отдельного провода одинаковы.


  I

I0


 0                                   U0                           U
Задача №11 (11 класс)
         Вольт-амперная характеристика некоторого нелинейного электрического элемента имеет вид, показанный на рисунке. Его включают в сеть, напряжение которой равномерно меняется от нуля до значения   за время t0. Чему равна работа источника тока за это время?
Задача №12 (11 класс)
         В стальном баллоне находится  моля водорода и  моля кислорода при температуре 27 0С. Смесь газов в баллоне поджигают и, после того как реакция закончится, давление внутри баллона увеличивается в 3 раза. Какая температура будет внутри баллона после реакции?


Задача № 13 (11 класс)
         Пуля пробивает полый цилиндр, который вращается вокруг своей оси, делая 500 оборотов в секунду. При этом в цилиндре оказывается только одно отверстие. С какой скоростью летела пуля, если радиус цилиндра 15 см.

         

28 декабря 2017 г на базе ГУО "Гимназия № 1 г.Волковыска" прошел практикум для учителей физики "Решение олимпиадных задач" 

Практикум
для учителей физики
«Решение олимпиадных задач»

Тема: Нестандартные задачи по механике. Олимпиадные задачи по
           молекулярной физике и термодинамике

Цель: отработка практических навыков  по решению олимпиадных задач по
           механике, молекулярной физике и термодинамике.

Ход занятия:

         В связи с современными направлениями в образовании, сама жизнь убедительно показала, что малоэффективно учить «всех всему». Обучение должно быть построено в максимально возможной мере с учетом индивидуальных интересов и способностей учащихся.
         Решение задач по физике – сложнейший процесс, требующий не только знаний математики и физики, но и специфических умений. Необходимо уметь анализировать условие задачи, переформулировать и перемоделировать, заменять исходную задачу другой задачей или делить на подзадачи, составлять план решения, проверять предлагаемые для решения гипотезы, т.е. владеть основными умственными операциями, составляющими поиск решения задачи, которые в физике имеют свои особенности.
         Каковы основные сложности подготовки к олимпиаде по физике? Первая сложность: чрезвычайно широкий охват материала. Нужно эффективно владеть всем школьным курсом физики, который изучается на протяжении пяти лет (с 7 по 11 классы). А это – механика, молекулярная физика и термодинамика, электричество и магнетизм, оптика, квантовая и ядерная физика, начала теории относительности и т.д. Соответственно, требуется довольно много времени на подготовку – не меньше учебного года. Вторая сложность: изучение физики – это усвоение идей. Дело заключается в том, что эффективное изучение физики – это не вызубривание правил, формул и алгоритмов, а усвоение идей. Очень большого количества весьма непростых идей.
Третья сложность: тесная связь с математикой. Одного усвоения физических идей недостаточно – нужно уверенно владеть простой математической техникой. Сложить векторы, выразить нужную величину из формулы, найти сторону треугольника, не путаться в синусах-косинусах.
         Основные требования к олимпиадным заданиям:
1) содержание олимпиадных заданий должно быть максимально разнообразным, задания должны иметь сеть внутри – и межпредметных связей;
2) олимпиадные задачи должны быть ориентированы в основном на логическое мышление, на применение, а не воспроизведение фактологических знаний по физике;
3) задачи, по возможности, должны быть такими, чтобы ошибка, допущенная участником олимпиады на начальной стадии решения, позволила бы ему добиться, хотя бы частично, положительных результатов;
4) задачи должны иметь дифференцирующие вопросы и задания: от «утешительных» до вопросов и заданий, с которыми могут в полной мере справиться только самые способные участники.
         В идеальном случае в задаче должна быть как качественная, так и расчетная составляющая, задача должна охватывать разные области физики, иметь межпредметные связи.
         Сегодня мы рассмотрим три задачи, которые предлагались на третьем этапе республиканской олимпиады в различные годы. 








29 ноября 2017 г. на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 8 г. Волковыска с польским языком обучения» состоялось заседание методического объединения учителей физики и астрономии.

Тема: Современные подходы к обучению решению задач по физике

Цель: углубить знания педагогов по применению современных  подходов к обучению решению задач по физике.

Форма организации  занятий: семинар-практикум

Вопросы:
Научно-методический блок.
1.Задачи по физике и их классификация. Типичные затруднения учащихся при решении  задач по физике. Эффективные методы и способы решения задач.
                                                                                                                Хаян Е.В.
2. Алгоритмический подход к решению задач по физике. Технология обучения учащихся  решению задач по физике. Особенности решения задач по различным разделам курса  физики.                                                                                                      Адамцевич И.М.    
3. Особенности использования метода ключевых задач. Подходы к решению задач повышенной сложности.                                                                                                          Грудинская Т.В.                                                                                                               
4. Методика решения творческих задач по физике.                                                                                                                                                        Микшута Н.П.
5. Экспериментальные задачи и способы их решения.
                                                                                                             Елизар Л.Л.
Учебно-методический блок
Эффективный опыт педагогов по обучению решению задач по физике на базовом и повышенном уровнях.

Практический блок.
Проектирование урока решения задач с использованием индивидуальных, групповых и фронтальных форм организации учебной деятельности учащихся. Посещение урока учителя физики Адамцевича И.Ю.

Урок физики в 7 классе










II этап республиканской олимпиады по астрономии
19 ноября 2017 года в 10.00 в ресурсном центре по учебному предмету «Физика» состоится  II этап республиканской олимпиады по астрономии.

II этап республиканской олимпиады по физике

18 ноября 2017 года в 10.00 в ресурсном центре по учебному предмету «Физика» состоится  II этап республиканской олимпиады по физике.


31 октября 2017 г. на базе ресурсного центра прошел практикум для учителей физики II и  I квалификационной категории по теме «Механика в аспекте централизованного тестирования»

План работы
практикума по физике «Решение тестовых задач»

Цель:  повышение профессиональной компетенции педагогов при  подго-
             товке учащихся к централизованному тестированию по физике.

Заседание 1
Тема:  Механика в аспекте подготовки к централизованному
           тестированию.
Вопросы для обсуждения.
1.Общие подходы к решению графических и физических тестовых задач из
   раздела «Механика».
2.Анализ ошибок, допущенных учащимися при выполнении физических за
   дач на централизованном тестировании.





Комментариев нет:

Отправить комментарий