4 января 2018 г. на базе ресурсного центра по учебному предмету "Физика" прошел практикум для учителей "Решение олимпиадных задач по физике"
Задача №3(9 класс)
Какой ток
идет через амперметр, если
? К цепи приложено напряжение U.
Сопротивление амперметра можно считать пренебрежимо малым.
Задача №4 (9 класс)
Имеется
проволочная рамка, составленная из одинаковых ячеек в форме квадрата.
Сопротивление рамки, измеренное между точками BD,
оказалось равным 25 Ом, а между точками АС – 3,66 Ом. Определите число звеньев
в рамке. Точки B и D
расположены точно посередине соответствующих сторон. Сопротивления каждого
отдельного провода одинаковы.
Задача №11 (11 класс)
28 декабря 2017 г на базе ГУО "Гимназия № 1 г.Волковыска" прошел практикум для учителей физики "Решение олимпиадных задач"
29 ноября 2017 г. на базе государственного
учреждения образования «Средняя школа № 8 г. Волковыска с польским языком
обучения» состоялось заседание методического объединения учителей физики и
астрономии.
Занятие №2
Практикум
для учителей физики
«Решение олимпиадных задач»
Тема: Олимпиадные задачи по молекулярной физике и
термодинамике
Цель: отработка
практических навыков учителей физики по
решению
олимпиадных
задач по молекулярной физике и термодинамике.
Ход занятия:
Сегодня мы рассмотрим задачи, которые
предлагались на втором этапе республиканской олимпиады в 2017/2018 учебном году.
Профессор Глюк солнечным светом решил
осветить дно глубокого колодца. Угол падания света в данный момент времени
равен 560. Как для этого профессору нужно расположить плоское
зеркало, чтобы отраженный от него свет достиг дна?
(стандартная
задача)
Задача №2 (9 класс)
В воду
массой 1 кг при 200С брошен кусок мокрого снега массой 205 г. Когда
весь снег растаял, общая температура стала равной 50С. Определите
количество воды в комке снега. Удельная теплота плавления снега 334 кДж/кг,
удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг0С).
(стандартная
задача)
|
а, м/с2
1
0
4 8 12 v, м/с
|
Тело
начинает двигаться так, что ни в какой из моментов его ускорение не равно нулю.
График зависимости ускорения тела от скорости приведен на рисунке. Найдите
время, которое пройдет до того, как оно наберет скорость 12 м/с, а также
расстояние, которое пройдет тело за это время.
Задача №5 (9 класс)
Определить
в какую сторону орт вертикали и на сколько отклонится в высшей точке полета
снаряд, запущенный на экваторе Земли в вертикальном направлении. Начальная
скорость снаряда 800 м/с. сопротивлением воздуха пренебречь.
Задача № 6 (10 класс)
На рисунке
представлен график теплообмена трех тел. Определить установившуюся температуру
в системе, если масса наиболее нагретого тела равна 1 кг и его удельная
теплоемкость равна 2000 Дж/(кг0С).
t, 0С
60
t2
t1
0
2 4 Q, кДж
|
Задача №7 (10 класс)
Имеется шар массой М и радиусом R и
материальная точка массой m. Во сколько раз
уменьшится сила тяготения между ними, если в шаре сделать сферическую полость
радиусом
? Материальная точка лежит на прямой,
проведенной через центры шара и полости и на расстоянии
от
центра полости
Задача
№8 (10 класс)
Из вертикальной трубки всыпается песок,
причем диаметр его струи остается равным диаметру трубки. Скорость песчинок у
конца трубки 1 м/с. Во сколько раз средняя плотность песка в струе на
расстоянии 2,4 м от конца трубки будет меньше, чем внутри трубки у ее конца?
Считать, что каждая песчинка движется свободно.
Задача
№9 (10 класс)
На горизонтальной поверхности лежит
шланг, заполненный водой, оба отверстия которого закрыты пробками. Один конец
шланга подняли на высоту h (второй остался
лежать на поверхности) и одновременно вынули обе пробки. Спустя малый
промежуток времени t вода в шланге приобрела скорость v.
Найти длину шланга.
Задача
№10 (10 класс)
А
В
D
C
|
I
I0
0 U0 U
|
Вольт-амперная характеристика
некоторого нелинейного электрического элемента имеет вид, показанный на
рисунке. Его включают в сеть, напряжение которой равномерно меняется от нуля до
значения
за время t0.
Чему равна работа источника тока за это время?
Задача
№12 (11 класс)
В стальном баллоне находится
моля водорода и
моля кислорода при
температуре 27 0С. Смесь газов в баллоне поджигают и, после того как
реакция закончится, давление внутри баллона увеличивается в 3 раза. Какая
температура будет внутри баллона после реакции?
|
Задача
№ 13 (11 класс)
Пуля пробивает полый цилиндр, который
вращается вокруг своей оси, делая 500 оборотов в секунду. При этом в цилиндре
оказывается только одно отверстие. С какой скоростью летела пуля, если радиус
цилиндра 15 см.
28 декабря 2017 г на базе ГУО "Гимназия № 1 г.Волковыска" прошел практикум для учителей физики "Решение олимпиадных задач"
Практикум
для учителей физики
«Решение олимпиадных задач»
Тема: Нестандартные задачи по механике. Олимпиадные задачи по
молекулярной физике и
термодинамике
Цель: отработка практических
навыков по решению олимпиадных задач по
механике,
молекулярной физике и термодинамике.
Ход занятия:
В связи с современными направлениями в
образовании, сама жизнь убедительно показала, что малоэффективно учить «всех
всему». Обучение должно быть построено в максимально возможной мере с учетом
индивидуальных интересов и способностей учащихся.
Решение задач по физике – сложнейший
процесс, требующий не только знаний математики и физики, но и специфических
умений. Необходимо уметь анализировать условие задачи, переформулировать и
перемоделировать, заменять исходную задачу другой задачей или делить на
подзадачи, составлять план решения, проверять предлагаемые для решения
гипотезы, т.е. владеть основными умственными операциями, составляющими поиск
решения задачи, которые в физике имеют свои особенности.
Каковы основные сложности подготовки к
олимпиаде по физике? Первая сложность: чрезвычайно широкий охват
материала. Нужно эффективно владеть всем школьным курсом физики, который
изучается на протяжении пяти лет (с 7 по 11 классы). А это – механика,
молекулярная физика и термодинамика, электричество и магнетизм, оптика,
квантовая и ядерная физика, начала теории относительности и т.д. Соответственно,
требуется довольно много времени на подготовку – не меньше учебного года. Вторая
сложность: изучение физики – это усвоение идей. Дело заключается в том, что
эффективное изучение физики – это не вызубривание правил, формул и алгоритмов,
а усвоение идей. Очень большого количества весьма непростых идей.
Третья сложность: тесная связь с математикой. Одного усвоения физических идей недостаточно
– нужно уверенно владеть простой математической техникой. Сложить векторы,
выразить нужную величину из формулы, найти сторону треугольника, не путаться в
синусах-косинусах.
Основные требования к олимпиадным
заданиям:
1) содержание
олимпиадных заданий должно быть максимально разнообразным, задания должны иметь
сеть внутри – и межпредметных связей;
2) олимпиадные
задачи должны быть ориентированы в основном на логическое мышление, на
применение, а не воспроизведение фактологических знаний по физике;
3) задачи, по
возможности, должны быть такими, чтобы ошибка, допущенная участником олимпиады
на начальной стадии решения, позволила бы ему добиться, хотя бы частично,
положительных результатов;
4) задачи должны
иметь дифференцирующие вопросы и задания: от «утешительных» до вопросов и
заданий, с которыми могут в полной мере справиться только самые способные
участники.
В
идеальном случае в задаче должна быть как качественная, так и расчетная
составляющая, задача должна охватывать разные области физики, иметь
межпредметные связи.
Сегодня мы рассмотрим три задачи,
которые предлагались на третьем этапе республиканской олимпиады в различные
годы.
Тема:
Современные подходы к обучению решению задач по физике
Цель:
углубить знания педагогов по применению современных подходов к обучению решению задач по физике.
Форма организации занятий: семинар-практикум
Вопросы:
Научно-методический блок.
1.Задачи
по физике и их классификация. Типичные затруднения учащихся при решении задач по физике. Эффективные методы и способы
решения задач.
Хаян Е.В.
2.
Алгоритмический подход к решению задач по физике. Технология обучения учащихся решению задач по физике. Особенности решения
задач по различным разделам курса физики.
Адамцевич И.М.
3.
Особенности использования метода ключевых задач. Подходы к решению задач повышенной
сложности. Грудинская Т.В.
4.
Методика решения творческих задач по физике. Микшута Н.П.
5.
Экспериментальные задачи и способы их решения.
Елизар Л.Л.
Учебно-методический блок
Эффективный
опыт педагогов по обучению решению задач по физике на базовом и повышенном
уровнях.
Практический блок.
Проектирование
урока решения задач с использованием индивидуальных, групповых и фронтальных
форм организации учебной деятельности учащихся. Посещение урока учителя физики Адамцевича И.Ю.
Урок физики в 7 классе
II этап республиканской олимпиады по
астрономии
19 ноября 2017 года в 10.00 в ресурсном центре по
учебному предмету «Физика» состоится II этап
республиканской олимпиады по астрономии.
II этап республиканской олимпиады по физике
18 ноября 2017 года в 10.00 в ресурсном центре по
учебному предмету «Физика» состоится II этап
республиканской олимпиады по физике.
31 октября 2017 г. на базе ресурсного центра прошел практикум для
учителей физики II и I квалификационной
категории по теме «Механика в аспекте централизованного тестирования»
План работы
практикума по физике «Решение тестовых задач»
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов
при подго-
товке учащихся к централизованному
тестированию по физике.
Заседание 1
Тема: Механика в аспекте
подготовки к централизованному
тестированию.
Вопросы для обсуждения.
1.Общие подходы к решению графических и физических тестовых задач из
раздела «Механика».
2.Анализ ошибок, допущенных учащимися при выполнении физических за
дач на централизованном
тестировании.
Комментариев нет:
Отправить комментарий